Демонстрантка на марше протеста в День Независимости Украины, Берлин, 24 августа 2022 года

Демонстрантка на марше протеста в День Независимости Украины, Берлин, 24 августа 2022 года

Annette Riedl / dpa / Global Look Press

Группа единомышленников, называющих себя «Обыкновенный интеллигент», составила инструкцию для тех, кто пытается найти точку опоры, потерянную из-за войны. Команда, в которую входят поэт, художник, геймдизайнер, философ и управленец, сформулировала 10 рекомендаций, которые помогут осознать свою роль в происходящих вокруг событиях, вернуться к нормальному общению с людьми и почувствовать себя спокойнее. Авторы предпочитают не раскрывать своих имен. Думаем, их «методичка» может пригодиться многим.

Чтобы в мире, который изменился до неузнаваемости:

  • осознать то, что произошло, еще происходит и с некоторой неизбежностью будет происходить,
  • сохранить свою психику и психику своих близких,
  • жить дальше и по возможности именно жить, а не существовать,

надо заново ощутить почву под ногами.

1. Чтобы осознать себя, сначала надо выдохнуть.

Не получится рефлексировать, находясь в сильном стрессе и полностью погрузившись в ситуацию. Не стоит непрерывно читать новости. Говорите с людьми о чем-то кроме политики, ходите гулять, восстановите нормальный сон, выделяйте время на рутину и быт. Вы лучше нас знаете набор этих советов, а если нет — то посмотрите эту статью.

2. Происходит глобальный исторический процесс, простые люди ничего не могут. Я тоже ничего не могу сделать?

Глобальный исторический процесс, безусловно, происходит. Но он складывается из конкретных поступков конкретных людей, и совокупность личных действий может менять большие процессы. Твоя личная судьба остается только в твоих руках.

«Обыкновенный интеллигент»

У каждого человека есть своя зона влияния и свои возможности. У крупного политика или популярного журналиста она большая, у большинства людей в нашей стране — маленькая. В рамках зоны влияния существует свобода выбора. Если политик не подпишет приказ — где-то не начнется война. Если солдат не нажмет на курок — другой солдат не умрет. Если обычный человек найдет спокойные слова для разговора с близким — возможно, общий градус ненависти снизится.

К тому же есть разные виды действий и не-действий. Отказаться творить зло — тоже действие, порой более сложное, чем, например, вешать плакат с буквой «Z» за компанию. Остаться человеком, не ожесточиться сердцем, не расчеловечить противников — тоже действие. Даже продолжать серьезно осмыслять происходящее и свое место в нем, не закрываясь и уходя в отрицание — тоже действие.

3. Я лично виноват в происходящем: люди в соседней стране умирают и, оказывается, война идет уже восемь лет, а я ничего за это время не сделал!

Вина может возникнуть из-за того, что ты сделал (или не сделал) своими руками в зоне своего реального влияния. За то, что находится в зоне косвенного влияния, может наступать ответственность. Она бывает пассивная (в виде принятия последствий) и активная (в виде деятельного противостояния им). Ни один человек не может в одиночку удерживать в поле своего внимания все происходящее в мировой политике и экономике. Но сегодня кризис достиг тех размеров, где он стал заметен даже далеким от политики людям. В том, что они на него не обращали раньше внимания, нет злого умысла.

«Обыкновенный интеллигент»

Не стоит путать вину и ответственность. Не стоит присваивать себе то, чего ты не делал и, наоборот, отрицать то, что тебя касается. Вина сопряжена с непосредственным действием или бездействием. Ты не виноват в убийстве человека, если не убил человека и не отдал приказ о его убийстве, но не смог остановить убийцу. Виноваты те, кто убил. Ответственность сопряжена с уровнем влияния. Обычный человек несет мало ответственности, потому что в одиночку мало что может, представитель власти и элит несет больше ответственности, потому что мог повлиять на гораздо большее количество вещей. Как гражданин страны ты точно будешь нести пассивную ответственность вместе с обществом в экономическом, гражданском, административном, культурном и иных форматах за действия власти: переживать инфляцию, закрытое небо, нарастающую русофобию и так далее.

Сейчас ты можешь взять на себя больше ответственности и стараться противостоять изменениям, помогать тем, кого они затронули сильнее, чем тебя, словами, делами и деньгами, а также расширять возможности и сферу собственного влияния.

4. Если я четко займу сторону, на меня упадет вся приписанная ей повестка?

Крайних позиций действительно две. Но каждая позиция неоднородна внутри себя, принимать ее в виде «пакетного предложения» не нужно и вредно. Например, ты можешь быть против войны, но соглашаться с тем, что НАТО — это возможная угроза.

«Обыкновенный интеллигент»

Полезно четко определить, какие из аргументов ты разделяешь, что за ними стоит и почему они тебе важны. Тебя могут пытаться убедить, что, подписавшись под одним, ты подписался под другим, но это манипуляция. Никто не может заставить тебя соглашаться с теми доводами, с которыми ты не согласен, особенно если твоя позиция продуманна и подкреплена причинно-следственными связями.

5. Я хотел бы попытаться поговорить с оппонентами, но кажется, что у нас нет предмета для диалога.

Диалог с оппонентами возможен только без ярлыков на себе и на них. Если ты думаешь, что «точно все понял и обсуждать тут нечего», то ярлык не только на оппонентах, но и на тебе. И помни, что есть большая разница между частным мнением, мнением, высказанным публично, и реальным действием. Эту разницу полезно учитывать, оценивая степени категоричности оппонента и себя самого.

«Обыкновенный интеллигент»

Радикализация и расчеловечивание ведут к тому, что люди начинают делить мир на два четких лагеря: свои и чужие. Это дает ощущение устойчивости, понимание, с кем ты и против кого, но делает диалог и возможность переубедить собеседника невозможными.

Важно помнить, что твой оппонент, как и ты, может мыслить сложнее и глубже, чем двусложный лозунг, с которого начинается диалог. Помимо позиции собеседника принципиально важно, в какой форме он ее выражает. Он обсуждает точку зрения или уже думает, не поехать ли стрелять в людей? Это понимание может помочь выделить предмет дискуссии, начать трудный диалог и в конечном счете переубедить собеседника или хотя бы смягчить его взгляды и, вероятно, смягчить собственные. Критическое мышление стоит направить не только на чужие аргументы, но и на свои.

6. Достоверных данных мало, все врут. Я не могу занять позицию по поводу происходящего, ведь я не эксперт.

Каждый человек знает: когда идут боевые действия — люди умирают. И солдаты обеих сторон, и мирные жители, даже если они не являются прицельным объектом атаки. Для того чтобы это понимать, не нужно быть экспертом и знать точное расположение войск и координаты баз, виды вооружений и тактические расстановки. У тебя все равно остается моральное право делать вывод, готов или не готов ты поддерживать происходящее.

«Обыкновенный интеллигент»

В ходе информационной войны порой сложно очистить факты от пропаганды или не поддаться на эмоциональные манипуляции. Но если предположить, что все стороны говорят правду хотя бы отчасти, можно составить объемную картину. Например, разные стороны конфликта утверждают, что в городе N погибли 100 человек. Отличаются причины их гибели, метод убийства и причины для него. Но факт остается фактом, и отнестись к нему можно. Стоит отдельно отметить, что теории заговора и «тайные истины» в подавляющем большинстве случаев оказываются фикцией. Чаще всего нет никакой «тайной правды», которая могла бы постфактум радикально изменить картину происходящего или оправдать его. Если бы она была, она стала бы уже очевидна.

7. Надо поддержать «своих». Любое противодействие является предательством.

Нет никакого предписанного и зафиксированного морального или юридического обязательства поддерживать все действия соотечественников. Даже в отношениях с близкими друзьями и родственниками поддержка не должна быть безусловной, и между «идти против и вредить» и «всегда поддерживать все действия, какими бы они ни были» есть огромная градация. Можно признавать своих своими и осуждать их конкретные действия.

«Обыкновенный интеллигент»

У тебя есть ряд обязательств как гражданина, например, платить налоги. А одобрять всю политику государства обязанности нет. Неверно утверждение: «Я голосовал против, но раз избрали эту власть, надо во всем теперь с ней соглашаться». Ты не обязан менять свои взгляды и быть во всем единым с государством. Тем более ехать сражаться на Донбасс, если ты не военный под присягой, или рисовать букву Z, которая не является официальным символом государства.

«Свои» и «поддержка» — слова, имеющие много разных значений. Любить родину, искренне работать на ее благо и поддерживать все без исключения решения власти — разные вещи. Иногда самый правильный способ проявить неравнодушие и поддержку — не поддерживать своего в заблуждении или попытаться остановить его от свершения зла.

8. Одни говорят, что уезжать — это предательство, а другие, что не уезжать — это предательство.

Предательство — это сознательное нарушение взятых на себя обязательств. Никого нельзя назвать «предателем Родины», если он не совершил госизмены. Определение «государственной измены» содержится в УК РФ, все остальное — дело личной совести. Уезжать или не уезжать — выбор человека исходя из конкретных обстоятельств его жизни, и может быть правильным или не правильным только в контексте этой жизни. Кто-то потерял работу и вынужден уехать, у кого-то пожилые родственники и он вынужден остаться.

«Обыкновенный интеллигент»

Находиться на территории своей страны — не обязанность гражданина и не доказательство патриотизма. Отречься от национальности и родных из-за несогласия с политикой конкретного правительства — не необходимость для «человека мира». Избегать опасных для себя обстоятельств — нормально. Решить, что ты можешь сделать жизнь лучше и помочь людям в стране — нормально. Если журналист не может продолжить работать в стране и уезжает, чтобы не предавать профессию — он прав. Если преподаватель остается, чтобы не бросать своих учеников и продолжать объяснять им разницу между добром и злом — он прав.

То, чего делать не стоит — вешать ярлыки и обвинять в предательстве людей, которые во всем остальном могут оказаться на наиболее близкой тебе позиции, находятся в других жизненных обстоятельствах, чем твои. Особенно не стоит учить правильной жизни людей, чья реальность изменилась резко и необратимо.

9. Что можно делать прямо сейчас?

  • Помнить, что добрые поступки по-прежнему доступны. Стараться совершать их, даже если кажется, что это сущая мелочь. Успокоить родственника или друга, которому хуже, чем тебе, помочь найти пропавшие лекарства, заполнить за престарелого соседа заявление о кредитных каникулах — доступные каждому формы проявления добра.
  • Выбрать наименее защищенную группу населения и помогать ей финансово или деятельно. У нас внутри страны множество пострадавших, жизнь которых уже стала хуже. Старики и дети-инвалиды без лекарств, другие малозащищенные категории. Донаты благотворительных фондов очень сильно упали и с большой вероятностью продолжат падать.
  • Помогать беженцам, находящимся в России. Они потеряли дом, многие нуждаются в помощи. В этой области работает ряд волонтерских организаций.
  • Заниматься искусством. Выражать чувства и мысли, которые смогут разделить и воспринять другие. Если боитесь высказываться, то крепко запоминать происходящее, чтобы позже создать искреннее произведение про нашу эпоху.
  • Стараться выражать свою точку зрения законными способами. Вот пример такой инициативы.

10. Чего лучше не делать?

  • Не впадать в крайности. Оставаться думающим, рефлексирующим человеком, способным на милосердие и диалог.
  • Не позволять лишить себя личности, свободы выбора и свободы совести. Не вешать неприемлемую для вас символику, не поступать против совести, думать над каждым шагом.
  • Не использовать литературные цитаты, вырванные из контекста, чтобы накрутить эмоции вокруг дискуссии. Ничто не является Мордором, кроме Мордора.
  • Не разносить в утвердительной форме истерический контент о событиях, которые не видели сами. А вот если видели сами, наоборот, необходимо свидетельствовать.