На I съезде Российского движения детей и молодежи в Манеже, Москва, 18 декабря 2022 года

На I съезде Российского движения детей и молодежи в Манеже, Москва, 18 декабря 2022 года

Stanislav Krasilnikov/TASS

Читаем:

«Созданное по инициативе властей России движение детей и молодёжи получило название «Движение первых». Как сообщают агентства, за него выступило большинство участников съезда движения, который открылся 18 декабря в Москве». Речь идёт об очередном съезде верноподданнической молодежи и попытке сварганить детское и молодёжное движение. В одном из официальных изданий сказано: «Данное мероприятие для молодых соотечественников организовано впервые».

Ну, конечно! Вот прямо впервые! Как будто я не помню всесоюзных комсомольских шабашей во Дворце съездов, где толпа юных конформистов и конформисток, будущих активистов и активисток Перестройки и обновления всех областей и сторон нашей политической и общественной жизни, дружно скандировала «Ленин! Партия! Комсомол!» Как будто я не помню и многого другого в таком же роде и в такой же стилистике.

Это все ладно. Но в словосочетании «Данное мероприятие» заключено, мне кажется, все, включая внутренние и внешние мотивации этого «мероприятия», его содержательное наполнение, его стилистику а также его неизбежно «блистательные» перспективы.

От этого словосочетания так и разит пыльной белоглазой полицейщиной — «Граждане, данное мероприятие незаконно! Данный гражданин грубо нарушил…» От этого «данного мероприятия» в памяти немедленно вырастает всеми своими четырьмя ножками стол какого-нибудь президиума, покрытый линялым кумачовым сатином.

Видеообращение Владимира Путина к участникам I съезда Российского движения детей и молодежи в Манеже, Москва, 18 декабря 2022 года

Stanislav Krasilnikov/TASS

Но название! Это да, это сильно. Ничего более корявого и оглушительно не русского они, конечно, выдумать не могли. Да и откуда бы! На нормальном русском языке они ничего, кроме все того же «данного мероприятия» породить не умеют.

Начальство, впавшее, как в ересь, в неслыханный патриотизм без берегов, руля и ветрил, в патриотизм, плавно переходящий в коллективный пышно цветущий идиотизм, в очередной раз вступило в неравную борьбу с не русскими заимствованиями в русском языке. При этом, идя в ногу с решениями и постановлениями, как бы стараясь избегать вредоносной иностранщины, как бы стараясь все говорить, типа, по-русски, они обнаруживают катастрофическое неумение изъясняться на родном языке. На уровне сознания, — уж такого, какое есть, — они вроде бы всячески избегают вражеского иноязычия. На уровне же подсознания они постоянно калькируют какие-то «нерусские» конструкции, вследствие чего появляются различные языковые монстры.

Мутная и все сметающая на своем пути волна калек (ударение на первом слоге) с иностранных языков, чаще всего, конечно, с английского, возникла, если я правильно помню, с текстов реклам. Все эти «сникерсни», «не дай себе засохнуть» и «деньги для людей» прочно вошли в фольклорный фонд современного российского горожанина, особенно горожанина с гуманитарными интересами. В повседневную речь эти кальки вошли в виде вполне невинного «хорошего вам дня» и «ты в порядке?» или хамоватого «это ваши проблемы».

Оттуда же и сиволапое «Движение первых». Тут все понятно. Маниакальное стремление начальства возродить «пионерство» с его линейками и речевками, с его «будь готов — всегда готов», с его готовностью брать пример с того или иного Павлика Морозова как бы требует новых форм. Потому что старые не так щедро финансируются. «Новые формы нужны, — на манер Чеховского Треплева страстно бормочет какой-нибудь кремлевский демиург, создатель новой Пионерии. — А если их нет, то лучше ничего не нужно».

А где их взять-то, новые формы, если их не слямзить из еще недавно осмеянного, а теперь снова славного прошлого.

«Пионер», «пионер», — бормочет пылкий креатор. «Нет, не то, не то! — в отчаяньи заламывая руки, кричит он, пугая вдохновенными воплями родственников и домашних животных. — «Пионер» уже был, был! А какие еще бывают слова? А хрен их знает! Так что все-таки «пионер»! Но нет, не «пионер»! «Пионер», кстати, и слово, строго говоря, не русское, а английское. А что, если его взять да перевести! А! Да! Перевести! Эврика, блин! «Пионеры» — это значит «первые»! Так называли тех, кто первыми поселились в Аме… Стоп! Никаких Америк и прочих недружественных стран и их языков заодно! Никаких «пионеров»! «Первые», короче! «Первые!»

Так или приблизительно так работает беспокойная и неприкаянная творческая мысль среднестатистического организатора и вдохновителя различных мертворожденных «молодежных» и прочих общественно полезных начальству инициатив, на которые выделены, между прочим, некоторые средства из казны-с.

Заместитель Министра науки и высшего образования, председатель правления Российского движения детей и молодежи Григорий Гуров выступает на I съезде движения в Манеже, Москва, 18 декабря 2022 года

Stanislav Krasilnikov/TASS

Сейчас я, пока писал вот это все, мучительно пытался вспомнить, что мне так напоминает нелепый и скрежещущий синтаксис этого «Движения первых».

И вспомнил! Когда моей внучке было лет шесть или семь, мы с ней поехали в гости на дачу к нашим приятелям. Там была девочка, внучкина ровесница.

Они быстро, как это обычно и бывает в таком возрасте, задружились и стали играть в какие-то не вполне понятные нам замысловатые игры.

В какой-то момент они обе подошли к нам и довольно торжественно сообщили, что они намерены открыть собственное кафе, где будут жарить мясо, сосиски, огурцы и морковку. Эта идея возникла, конечно, не на пустом месте, а потому , что мы там тоже жарили что-то на гриле.

«Только не знаем, как назвать это кафе. Но мы еще подумаем». И они ушли думать.

Очень скоро они вернулись радостные и гордые собой. «Мы придумали название! Кафе будет называться «Жарка детьми». Правда хорошее название?»

Мы сказали, что название отличное. Не знаю, кто как, но я сказал это абсолютно искренне, потому что мне и правда понравилось такое название, которое могли придумать только маленькие дети. Только они.

Вот я и запомнил это милое и трогательное название. Я бы непременно зашел в такое кафе. Потому что детское вдохновенное косноязычие обаятельно и поэтично.

А тупое косноязычие взрослых плутоватых троечников, приближенных к «центрам принятия решений», бездарно и смехотворно. А потому никто это не запомнит. А если и запомнит, то очень скоро забудет. И правильно, между прочим, сделает.