Wikipedia
Группа головорезов в коричневых мундирах сгрудилась на мраморных ступенях знаменитого дома по адресу Берггассе, 19 в Вене утром 18 марта 1938 года. Их встретил не 81-летний хозяин, знаменитый австрийский психолог еврейского происхождения Зигмунд Фрейд, а его жена Марта. Пожилая женщина вежливо поприветствовала нацистов и предложила им оставить винтовки на подставке для зонтов в прихожей. Дочь Фрейдов Анна, на тот момент обучавшаяся психоанализу и выполнявшая обязанности секретаря и сиделки отца, вывалила на столик в гостиной все семейные сбережения в иностранной валюте.
Нацисты с удовлетворением конфисковали «еврейские богатства» и на время отстали от звездных австрийцев, но женщины не сомневались, что представители новой власти рано или поздно вернутся. Фрейды представляли собой слишком желанную цель для сторонников Гитлера, чтобы им позволили спокойно вести обычную жизнь в Вене после присоединения Австрии к Третьему рейху. Пропагандисты называли основателя психоанализа псевдоученым, а его идеи клеймили как наглую попытку извратить основы арийского мировоззрения. Несмотря на презрение к новой власти и отчетливое осознание того, что нацисты угрожали безопасности его родных, один из самых известных австрийцев в истории решился покинуть родину, лишь когда гестапо арестовало его дочь Анну 22 марта 1938 года.
«Это был худший день, — написал врач прославленного ученого Макс Шур. — Единственный раз, когда я увидел Фрейда по-настоящему обеспокоенным. Он мерил шагами комнату и безостановочно курил».
Когда той ночью Анну все-таки отпустили, Фрейд, увидев ее, расплакался от счастья. Именно тогда — после пяти лет уговоров со стороны друзей, пациентов, коллег и почитателей — он все-таки согласился покинуть Австрию. Фрейд знал, что скоро умрет, но беспокоился за будущее дочери, которая ни за что не согласилась бы уезжать без него.
Спустя еще два с половиной месяца, на протяжении которых значительная часть интеллектуальной и политической элиты со всего мира ходатайствовала о том, чтобы Фрейда выпустили из рейха, психоаналитик с родными сел на поезд до Парижа. Последние 16 месяцев жизни он провел в Лондоне. Англия восхитила его ощущением свободы и растрогала теплым приемом, но даже тогда Фрейд продолжал отчаянно скучать по своей любимой Австрии: стране, которой больше не существовало.
Rup11 — Own work, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org