Глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече с делегацией «Талибана» (организация признана террористической, ее деятельность на территории РФ запрещена). Москва, 2021 год

Глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече с делегацией «Талибана» (организация признана террористической, ее деятельность на территории РФ запрещена). Москва, 2021 год

Фото: Эмин Джафаров / «Коммерсантъ»

Невольными бенефициарами российского вторжения в Украину стали разнообразные режимы-изгои по всему миру. Яркий пример — «Талибан», почти два года назад вернувший себе власть в Афганистане после вывода американских войск. В 2023 году движение уже позволяет себе пограничные стычки с одними соседями и пытается налаживать связи с другими государствами.

Легитимным правительством талибов пока что по-прежнему не признаёт ни один участник ООН. Международные организации привычно выражают озабоченность и приводят длинный перечень нарушений прав человека группировкой. Иностранные наблюдатели снова и снова указывают на участие Афганистана в наркотрафике, напоминая, что состояние национальной экономики — на грани гуманитарной катастрофы. Однако талибам и их лидеру Хайбатулле Ахундзаде это нисколько не мешает чувствовать себя полновластными правителями страны.

Современные талибы несколько дистанцируются от своих предшественников из 1990-х, которые установили в Афганистане одну из самых мрачных диктатур в истории ХХ века. Как так получилось, что ставшая в 1978 году на просоветский путь развития страна в итоге получила лишь череду гражданских войн, иностранных вторжений и несколько лет экстремистов во власти?

Всё сложно, неустойчиво и порой крайне хрупко

Веками Афганистан служил перепутьем между Индией, Центральной Азией и Персией-Ираном. Эта горная страна входила в состав разных империй с редкими и недолгими периодами самостоятельности.

Специфическая природа — нагорье, отсутствие крупных рек, резко континентальный климат с суровыми зимами — во многом обусловила медленное развитие Афганистана. Здесь не было крупных городов, промышленности, наук и развитой торговли. Разные племена и кланы исторически жили обособленно, враждуя с соседями и не доверяя любой центральной власти. В обществе господствовали патриархальные порядки с колоссальным значением мусульманской религии и адата, доисламских обычаев.

Карта этносов Афганистана

Изображение: Wikipedia / Furfur

Раздробленность Афганистана усиливал этнический фактор. Титульная нация, пуштуны, составляли всего половину от общего населения страны. Следом за ними шли таджики — их было примерно вдвое меньше, чем пуштунов, но исторически именно таджики преобладали среди жителей городов и немногих образованных людей. Оставшуюся четверть представляли разнообразные меньшинства: узбеки, хазарейцы, туркмены, белуджи и другие.

Этническое разнообразие осложняет религиозный фактор: большинство афганцев (около 80%) исповедует суннитский ислам, меньшинство придерживается шиизма. Исторически мусульман-шиитов в Афганистане считали неблагонадёжными, пятой колонной соседнего Ирана.

Слабость Афганистана как централизованного суверенного государства символизирует недолговечность официальной символики. С 1880 года афганские власти уже 24 раза меняли национальный флаг. Последний ребрендинг состоялся как раз в 2021 году: талибы вернули своё знамя с шахадой, мусульманским символом веры, взамен прежнего триколора.

Лишь в 1919 году Афганистан провозгласил полную независимость от Великобритании и окончательно стал суверенным королевством. В 1973 году монархия пала, победившие путчисты объявили Афганистан республикой. 27–28 апреля 1978 года в Кабуле произошёл новый переворот. Власть захватила прокоммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА).

Сочувствующие НДПА солдаты охраняют Президентский дворец во время прокоммунистического переворота. Кабул, 28 апреля 1978 года

Лидер НДПА Нур-Мухаммед Тараки запустил серию коренных преобразований страны. Он искренне верил, что Афганистан под его руководством за несколько лет совершит колоссальный рывок в развитии. Порывы энтузиаста смущали даже советских представителей.

«То, что сделано в Советском Союзе за 60 лет, в Афганистане будет осуществлено за пять лет», — восклицал президент [Тараки]. На мой вопрос, какой будет позиция новой власти в отношении ислама, последовал примечательный ответ: «Приезжайте к нам через год — и вы увидите, что наши мечети окажутся пустыми». Пожалуй, одного этого заявления было достаточно для того, чтобы понять: новый режим обречён».

— Владимир Крючков, деятель советских спецслужб

К слову, Москва никак не участвовала в событиях 1973 и 1978 годов. Кремль тогда устраивал уровень советско-афганского партнёрства, а сама идея построить социализм в глубоко архаичной соседней стране выглядела нелепой шуткой.

Социалистическими намерениями вымощена дорога в Пакистан

Тараки несколькими декретами инициировал передел земли, списал все долги беднякам, объявил борьбу религии и обычаям, уравнял в правах мужчин и женщин, обязав всех немедленно учиться грамоте, причём не в школах при мечетях, а на специальных светских курсах. Патриархальное большинство населения Афганистана восприняло такую политику как объявление войны.

Эмблема советской космической миссии «Союз ТМ-6». В её составе поучаствовал афганский военный лётчик Абдул Моманд, пока единственный в истории космонавт своей страны

Изображение: Wikipedia / BMacZero

В марте 1979 года против революционных властей восстали жители Герата, третьего по величине афганского города возле границы с Ираном. Вскоре мятежи охватили всю страну. Духовенство прямо благословляло народ на вооружённую борьбу против безбожных властей. А действия сторонников НДПА, преимущественно малочисленного городского населения, усугубляли раскол внутри страны.

Летом 1979 года мятежники уже полностью контролировали несколько афганских провинций, а солдаты правительственных войск целыми подразделениями переходили на сторону врага. Авторитет Тараки в партии власти пал. 16 сентября 1979 года главу государства низложил собственный глава правительства Хафизулла Амин. Спустя неделю новый правитель приказал убить предшественника. При всём своём вероломстве и жестокости Амин представлял собой сильного прагматичного лидера, способного замирить взбудораженную страну.

Но в Кремле бездоказательно решили, что новый хозяин Афганистана готовится развернуть свою страну на запад.

27 декабря 1979 года спецназ ГРУ провёл четвёртый за шесть лет государственный переворот в Кабуле. Спецназовцы низложили и расстреляли Амина вместе с родными и приближёнными. Ещё до переворота, 10 декабря 1979 года, в Кремле решили, что в Афганистан необходимо ввести свои войска. Первоначально Леонид Брежнев и его окружение колебались, но потом сочли, что режим НДПА иначе не спасти: об этом прямо заявляли сами афганские коммунисты. Москва планировала недолгую «спецоперацию», словно в Чехословакии одиннадцатью годами ранее.

На деле ввод советских войск придал гражданскому конфликту новый размах. Интервенция окончательно убедила жителей Афганистана, что идёт священная война против безбожников. В условиях неграмотности и религиозного сознания у подавляющего большинства афганцев именно ислам стал идеологией сопротивления кабульскому правительству и его советским союзникам.

Советские солдаты взяли в плен группу местных жителей, предположительно боевиков вооружённой оппозиции. Провинция Вардак, 1987 год

Фото: Wikipedia / Кувакин Е.

Война 1979–1989 годов свела на нет всю скромную модернизацию, которую успели провести в прежние тихие годы. Погибло до двух миллионов афганцев. Около пяти миллионов жителей бежали из республики в соседний Пакистан. Люди не просто потеряли свои дома и нехитрый скарб, они испытали культурный шок от разрушения не менявшейся веками жизни в афганской глубинке. И теперь они ждали прихода той силы, которая восстановила бы в стране жизнь на основе религии и исконных ценностей.