Фрагмент иконы "Благословенно воинство Небесного Царя" («Церковь воинствующая») 1550-е годы. Пока еще - Третьяковская галлерея

Фрагмент иконы "Благословенно воинство Небесного Царя" («Церковь воинствующая») 1550-е годы. Пока еще - Третьяковская галлерея

В детстве завораживало словосочетание «тактика выжженной земли». Страшно звучало, и в чем-то даже красиво. Черно-белый Фарид Сейфуль-Мулюков сообщал из телевизора в ходе программы «Международная панорама», что американские империалисты снова где-то там, в каких-нибудь джунглях или песках применили тактику выжженной земли. Не важно даже, где — у дедушки на полке стояла книжка — «США: двести лет — двести войн». Американские империалисты всегда где-то воевали.

Жуткие рисовались в голове картины. Вот под мирным небом деревня со странными домиками: крыши — как вьетнамские соломенные шапочки, вот пальмы, вот крестьяне в нездешних нарядах пашут землю на могучих волах. Все цветет, все сияет, и тут появляются американские империалисты, увешанные автоматами, кинжалами и ракетами «Першинг 2», и буквы US на касках, затянутых сеткой (карикатуры в газете «Правда» создавали понятное представление о том, как выглядит типичный американский империалист). И все, и нет ничего, ни домов, ни волов, ни пальм — только черный пепел на черной земле и в черном небе тоже — хлопьями.

Страна развалилась, потом поменялась, потом еще раз поменялась, потом… Фарид Сейфуль-Мулюков умер, а до того я успел с ним познакомиться, — великий человек едва ли, конечно, меня запомнил, ему было лет восемьдесят, но для меня-то это была встреча с живым детством! И вот теперь, дожив до своих годов, я довольно ясно вдруг понял, что это такое — настоящая тактика выжженной земли.

Каюсь перед читателями (почти как Петр Толстой) — нет, дальше не будет рассуждений о новостях с фронта. Еще в ковидную эпоху, когда все вокруг молниеносно сделались вирусологами, я вдруг понял, что не смогу (а хотелось, конечно, хотелось, что ж, я хуже других?), и махнул на себя рукой. И когда пришла новая печальная мода, в военные аналитики податься уже даже и не пытался. Ценю, конечно, такие превращения, с интересом слежу за рассуждениями историков и социологов о перспективах наступлений и контрнаступлений, но только со стороны.

Так что речь пойдет про вещи более скучные. Вот она, наша сегодняшняя цитата недели. Итак — депутат-единоросс Татьяна Буцкая беседует с журналистами радиостанции «Говорит Москва». Буцкая, кстати, не рядовой депутат, она — первый заместитель председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей: «Мы сейчас работаем с ребятами школьного возраста, но, может быть, надо еще раньше. Посмотрите, во что играют в детском саду наши дети. Есть ли у них там дочки-матери, девочки играют в это? Мальчики с машинками играют? С молоточками игрушечными ходят? Гендерность закладывается на уровне детского сада. Девочка — мама, мальчик — мужская работа».

Уже неплохо, а есть и продолжение: