Сочинения Ленина на полу разгромленного магазина марксистской литературы в Джакарте, конец 1965 г.

Сочинения Ленина на полу разгромленного магазина марксистской литературы в Джакарте, конец 1965 г.

Фото: © Carol Goldstein / zumapress.com / Global Look Press

Американский журналист Винсент Бевинс пишет политические репортажи для ведущих американских изданий — Los Angeles Times, The Washington Post и др. Его книга «Метод "Джакарта". Антикоммунистический террор США, изменивший мир», вышедшая на русском языке в «Альпине нон-фикшн» , рассказывает о том, как ЦРУ и Вашингтон во время холодной войны устанавливали военные диктатуры в странах третьего мира, итогом которых стали преследования и массовые убийства людей из левых движений. Поговорили с Бевинсом о людях, выживших в тех событиях, о ренессансе левой повестки в странах Латинской Америки, а также о том, как читать эту книгу в контексте войны в Украине.

Одна из центральных тем вашей книги — создание ЦРУ после Второй мировой войны. Новоиспеченные агенты и люди во власти разделяли ценности белой обеспеченной консервативной части общества. Многое изменилось с тех пор — американское общество заметно эмансипировалось. На ваш взгляд, изменились ли ценности тех людей, которые работают в ЦРУ и Вашингтоне?

— Это интересный вопрос, потому что по политическим и культурным стандартам США в 1950-х и 1960-х годах ЦРУ не было консервативным. Оно было таким, какими были американские белые мужчины в то время — космополитичными либералами. Они считали себя более культурными и образованными, чем узколобые республиканцы, которые были активны где-нибудь в Вашингтоне. Именно культурная элита, во многом связанная с Уолл-стрит и нью-йоркскими юридическими фирмами, предоставила первые кадры для ЦРУ. Само ЦРУ, конечно, менялось вместе с культурой Соединенных Штатов. У остальной части правительства в те времена были несколько иные ценности, как мне кажется.

Опять же, я думаю, важно относиться к анализу исторических событий со всей серьезностью, чтобы понимать, что культура имеет значение, но так же важны материальные стимулы и взаимоотношения тайной разведки и оперативной службы с государством, которое ее создало и управляет ею. У них был большой выбор возможностей, большая свобода действий, которые были продиктованы их культурой или предрассудками, но также им было поручено служить определенным, в их понимании, геополитическим интересам Соединенных Штатов. И с этим всегда пересекались интересы определенных компаний, крупных фирм в Соединенных Штатах. Думаю, это так же важно учитывать, как и их личные мотивы. Безусловно, я имею в виду то, как ЦРУ проявило себя в последние годы. Можно вспомнить о связи этого ведомства с широко распространенным расизмом в Соединенных Штатах в 1950-е годы.

Теперь же ЦРУ очень старается показать, что является инклюзивной организацией в отношении ЛГБТ, разделяет антирасистские ценности. Это очень заметные перемены. Они хотят, чтобы все знали, что эти перемены происходят. Они сняли рекламные видеоролики, которые доносят эту мысль до людей. Но я по-прежнему считаю, что природа американского государства и преследование предполагаемых интересов правительства Соединенных Штатов в конечном итоге выходят за рамки культурного формирования.

Я думаю, что ЦРУ можно сравнить с разведками других стран в том смысле, что многие сотрудники спецслужб разделяют консервативные ценности белой элиты. Согласны?