Britannica.com
1. Демонстрация
19 ноября 1948 года в анатомическом театре Института жизни в американском Хартфорде, штат Коннектикут царило небывалое оживление — на скамьях поближе к залитой холодным светом сцене тыкали друг друга локтями, пытаясь обеспечить лучший обзор несколько десятков нейрохирургов, неврологов и психиатров. Под их любопытными взорами готовились к демонстрации двое самых авторитетных лоботомистов своего времени: профессор Уильям Бичер Сковилл, основатель местного отделения нейрохирургии, и невролог из института Джорджа Вашингтона Уолтер Джексон Фримен. У каждого был свой способ. Каждый по очереди вышел на сцену, чтобы продемонстрировать его возбужденным коллегам.
Сковилл начал первым: ввел пациентке местную анестезию, сделал разрез ей на скальпе и опустил кожу со лба, обнажив череп. Затем с помощью дрели легко и непринужденно проделал в голове два отверстия — по одному над каждым глазом. Теперь Сковилл мог видеть лобную долю пациентки. Используя лезвие как рычаг, он приступил к процедуре, которую называл «орбитальным подрезанием». На самом деле Сковилл ничего не резал — он вставил в отверстия аспирационный катетер, который функционировал как маленький пылесос, и частично высосал с его помощью «лишнюю» часть лобной доли. Затем женщину вывезли из анатомического театра, а на операционном столе закрепили ее замену.
Теперь над пациенткой склонился Уолтер Фримен — который, кстати, не имел медицинской лицензии штата Коннектикут, поэтому по закону не мог оперировать, но такие незначительные бюрократические нюансы не беспокоили никого из собравшихся в тот день в Хартфорде достопочтенных представителей академической элиты. Фримен исповедовал конвейерный подход к лоботомии, который позволял оперировать быстро и без особых усилий. Иногда он проводил по 20 процедур за сутки. В тот день он, как и всегда, использовал аппарат для электросудорожной терапии, чтобы «усыпить» пациентку, а затем ввел ей за веко похожий на нож для колки льда инструмент и двигал им, пока не уперся кончиком в костное основание глазницы.
Нескольких быстрых постукиваний молоточком по ножу хватило, чтобы пробить хрупкую кость и размашистыми движениями повредить лобную долю. Затем Фримен проделал то же самое с другой глазницей. Все закончилось за несколько минут. Сам Фримен говорил, что разработал операцию настолько простую, что за 20 минут обучить ей можно любого идиота — «даже психотерапевта». Сковилл раскритиковал метод своего конкурента за «грубость». Фримен в ответ усомнился в «точности», которую подавал главным достоинством своей процедуры Сковилл.
Оба лоботомиста одновременно были правы и ошибались. Правы — потому что каждый из них считал своего оппонента шарлатаном, а его манипуляции с мозгами пациентов — пародией на медицину. Ошибались — поскольку про себя каждый из них думал иначе.
Wikipedia