Кадр из телетрансляции с предвыборного митинга Дональда Трампа в Пенсильвании, 14 июля 2024 года

Кадр из телетрансляции с предвыборного митинга Дональда Трампа в Пенсильвании, 14 июля 2024 года

Artem Priakhin/Keystone Press Agency/ Global Look Press

Если почитать новости, связанные с НАТО, то может сложиться впечатление, что сегодня самым активным членом альянса является Польша — она постоянно выдвигает какие-то идеи и предложения для обороны стран НАТО в Восточной Европе. Например, 1 августа Польша начинает операцию «Безопасное Подлясье», в ходе которой почти в три раза увеличит численность своих военнослужащих на границе с Беларусью. Согласно последнему исследованию польского Главного статистического управления (GUS), 70% опрошенных видят в происходящем на Украине угрозу для суверенитета страны. Считают ли в Польше, что в случае победы России страна станет следующей целью «специальной военной операции», и как готовятся к этому? Мы поговорили об этом с политологом Лукашем Адамским — специалистом по истории стран Восточной Европы и замдиректора Центра диалога имени Юлиуша Мерошевского.

— Главная международная новость последних дней — неудачное покушение на Дональда Трампа, которое добавило очков его имиджу. В связи с этим многие наблюдатели уверены, что теперь его шансы стать следующим президентом США — почти 100%. А это не самые хорошие новости для Украины и других стран, которые опасаются агрессии России. Вопрос, что вы думаете по поводу следующего срока Трампа и как в Польше готовятся к новым реалиям?

— Покушение стало шокирующим событием. Хотя прежде многие наблюдатели, видя такой высокий градус эмоциональности в американской политике и раскол элиты, предвидели, что найдется сумасшедший, который совершит покушение. В любом случае, безусловно, Трамп политически выиграл из-за этого события, потому что показал себя человеком, который совершенно не теряет рассудка. Он мгновенно понял, что надо делать. Мир облетела фотография, где он после покушения на фоне американского флага поднимает кулак. Это фото, скорее всего, войдет в историю. Так что, конечно, это помогло ему. Тем более, он показал, что хотя моложе Байдена всего на три-четыре года, но все еще, в отличие от него, очень энергичен, полон сил, воли и бодр.

Вы говорите, что это плохая новость для Украины. Я не говорю, что победа Трампа на этих выборах — хорошая новость. Но я бы не был таким пессимистом. Я просто не знаю. Почему? Потому что политика Байдена, как мне кажется, отнюдь не является оптимальной для Украины в то время, как та ведет войну с Россией. А Трамп непредсказуем. Да, я не удивлюсь, если он в начале своего нового президентского срока сделает какой-то необычный шаг, чтобы быстрее закончить эту войну, и пойдет на какие-то переговоры с Путиным. Но когда Трамп убедится, что Путин отнюдь не заинтересован в прекращении войны, с ним невозможно договориться и найти компромиссы, то может решить, что тот его хочет обмануть. И зная энергию, эмоциональность Трампа, можно предположить, что после такой неудачной попытки договориться с Путиным, он может стать более ярым сторонником Украины, чем Байден сегодня, и пойдет на такие шаги, которые сегодня опасается делать нынешний президент США.

И тут мы подходим ко второму фактору — Байдену. Хотя он и является представителем американского истеблишмента, лидером антипутинской коалиции, поддерживает Украину, и, как я считаю, гораздо умнее, сообразительнее, интеллигентнее, но возраст есть возраст. И также надо честно признать, что помощь Байдена Украине предоставляется всегда с большим опозданием. Если бы его администрация дала такое количество техники и оружия еще два года назад, а также разрешила Украине бить дальнобойным оружием по территории России еще тогда, то война бы уже закончилась или приняла бы другой ход в пользу Украины. И главное — можно было бы избежать многих жертв. Не секрет, что Байден, как говорят многие представители американского истеблишмента, очень осторожен, а также он считает, что лучше всех знает, как вести себя с Путиным. Но я думаю, что он не настолько решителен, чтобы придерживаться стратегии полной победы над Россией. Скорее он хотел бы защитить Украину и потом заморозить конфликт. Разгром путинской России ему не нужен. И именно такой подход, воспринимаемый Кремлем как слабость, провоцирует Россию к эскалации.

Как это будет с Трампом, мы не знаем. Байден стабилен и предсказуем, не считая фактора его возраста. Трамп, конечно, несет большие риски и может представлять большую угрозу для Украины. С другой стороны, возможно, его президентство даст Украине больше шансов, чем президентство Байдена. Но это моя личная позиция.

Если говорить о позиции Польши, то, конечно, польские власти рассматривают оба варианта. Абсолютно очевидно, что у Трампа гораздо больше шансов победить на этих выборах, чем у Байдена, хотя еще остается несколько месяцев. [Анджей] Дуда является президентом Польши с 2015 года, и он был президентом также в то время, когда президентом был и Трамп. Тогда Трамп приезжал в Польшу. У них были хорошие отношения. Трампу нравится Польша, по крайней мере, так нам говорят американцы. В Варшаве он чувствовал себя гораздо лучше, чем в Западной Европе, где его сильно критиковали. У Дуды и Трампа были рабочие контакты. И теперь, когда Дуда все еще является президентом, а Трамп снова может стать президентом, это станет довольно сильным козырем Польши. Когда этой весной в Конгрессе шло голосование за пакет помощи Украине, Дуда приезжал в США, встречался с Трампом и убеждал того, что надо поддержать этот пакет.

Министр иностранных дел Радослав Сикорский, который больше ассоциируется с либерально-демократическим лагерем (у него даже жена — известная американская журналистка Энн Эпплбаум), тоже говорит, что надо работать с республиканцами.

Одним словом, мне кажется, что в Варшаве есть ощущение, что Трамп станет президентом и с ним нужно будет сотрудничать. С ним нужно будет провести диалог и применить такие аргументы, чтобы он со своим бизнес-подходом понял, что следует не только продолжать политику Байдена, но даже усилить ее, чтобы переломить ход войны и приблизить мир. А вот осторожный Байден оказался на это не способен.

— Как вы относитесь к варианту мирного плана Трампа, который время от времени всплывает в СМИ, хотя никто его как документ не видел? Но Трамп дает понять, что сможет способствовать скорейшему завершению этой войны. В частности, Зеленский заявил: «Если Трамп знает, как закончить эту войну, он должен сказать нам сегодня. Если есть риски для украинской независимости, если мы потеряем государственность — мы хотим быть к этому готовы, мы хотим знать». Понятно, что скорее всего трамповский сценарий вряд ли удовлетворит Украину, поскольку потребует от нее территориальных уступок, но что насчет Польши, разве ей невыгодно скорейшее завершение этой войны у ее границ?