Фото: глава офиса президента Украины Андрей Ермак
Булат Арсал (настоящее имя Артур Салахов) уехал воевать за донбасских сепаратистов еще в 2015 году. 53-летний выходец из семьи нефтяников, татарстанский бизнесмен и впоследствии соавтор книг по бизнес-инжинирингу провел на фронте два года. Заслужил ряд наград, включая «Георгиевский крест ДНР». В 2022-м снова отправился на войну, до лета следующего года находился под Харьковом и Бахмутом. После чего облек военный опыт в ряд беллетристически-художественных книг, две из которых были выпущены малоизвестным Интернациональным Союзом писателей. Как и многие другие ветераны-писатели, ездит по стране и аннексированным территориям с открытыми лекциями и патриотическими выступлениями.
Две его ключевые книги, «Война под терриконами. Донецкий сборник» (2023) и «Ихтамнеты» (2024), может, и не заслуживали бы внимания, если бы серьезным образом не контрастировали с литературой, продвигаемой ключевыми игроками книжного рынка. В них нет буйного наслаждения войной, как у Владлена Татарского, нет самокрасования ветерана, как у Артиса, нет льющейся жестокости Туренкова. Они никак не рифмуются с квасным ура-патриотизмом — даже, ей-богу, враждебны ему. Если бы не ненависть к украинцам и некоторые другие элементы, заимствованные из пропаганды, мы признали бы эти сочинения антивоенной прозой.
Первая книга, «Война под терриконами. Донецкий сборник», вышедшая еще в 2023 году, за исключением нескольких последних рассказов посвящена периоду службы Булата Арсала в ополчении. Это беллетризованные воспоминания, где создается образ народного восстания и боевого братства на примере артиллерийской батареи лейтенанта Котова.
Арсал пишет и о «штабных крысиных норах» (с. 7), и о громогласных политруках, приправляя сюжет большим количеством баек и фронтового юмора. Что-то среднее между «лейтенантской прозой» и застольными рассказами ветеранов Второй мировой. Однако концентрируется он на индивидуальных портретах сослуживцев: простых шахтерах, бывших зэках (кто сел по делу, кто — нет), российских добровольцах — белых и синих воротничках, ученых, экономистах и менеджерах. Каждый — со своими индивидуальными чертами, достоинствами или недостатками.
Боевое братство рушит прежние социальные границы, а индивидуализированный образ народного воинства выплетается на фоне описания их повседневной боевой работы. Если из многочисленных портретов выделить те черты, которые автор маркирует как позитивные, то собирательный портрет героя будет таким: чувство товарищества, исполнительность, предусмотрительность, немногословность, отсутствие показушности, коллективизм, самодисциплина. Жить тюремными понятиями, быть «стукачом» и «крысой» — вот три противоположности боевому братству (с. 21). Модель, опять же, заимствованная из эпохи мировых войн; однако примечательна и здесь, и в целом в книге фиксация на уголовных нормах и их преодолении.
«Ополчение»: война и смыслы
Однако при взгляде на воспоминания как способ осмысления определенных событий, а не просто воздаяния должного сослуживцам, сразу обнаруживаются сложности.
Кажется, что воевать - на самом деле, достаточно естественное состояние для хомо сапиенса. Увы, весь этот тонкий слой гуманизма и бесценности человеческой жизни - результат последних буквально пары столетий, а то и десятилетий. И то не везде на планете.
Вполне естественно, что этот слой при конфликтной ситуации быстро соскребается со многих людей, особенно когда пропаганда, а теперь и реальные жертвы войны, восгоняют с обеих сторон взаимную ненависть.
Не смогу, к сожалению, высказать всего, что на душе после прочтения пересказов этих, с позволения сказать, "писателей", ибо мой коммент просто удалят. Но все-таки...
Не знаю как вообще можно относиться к существам, рассуждающим на тему "Многократным совершением смертного греха (Не убий!) получу очищение от грехов".
Всё остальное в этих "произведениях" примерно на том же уровне: и это не мы агрессоры, а они (потому что свою землю защищают), и это не мы их детей разбомбили, а они сами себя взорвали и прочее вот такое.
Зря автор пытается хоть как-то оправдать этих нелюдей: не советские школы и ВУЗы в этом виноваты (все, кто старше 45-48, оканчивали одни и те же школы по всему СССР), а отсутствие мозгов.
И если эти "творения" еще более-менее, то я боюсь представить насколько людоедскую муть пишут остальные зэданутые...
P.S.: всякие Арсалы и прочая нечисть! Вы - оккупанты. Вы - позор своих дедов, потому что вы - фашисты и есть. Земля вам стекловатой.
В общем понятны, метания Булата Арсала. Украинские политики в своё время ( с 90-х) сделали ставку на идеологию борьбы с Россией, с империей, плавно переходящую к высокомерному отношению к российскому народу. Путин же своими действиями и планами с 14 года неожиданно подтвердил правильность этой идеологии украинской политики, изначально неверной. Закончилось всё это войной, и ненавистью двух в общем то славянских народов.
Булат чувствует этот подвох, но никак не может его осмыслить до конца. Пройдёт время, и возможно много скелетов обнаружится в политических шкафах двух стран. Но и не факт, что эти шкафы откроют.
Как, интересно, "изначально неверная политика" вдруг оказалась верной? Вы уж определитесь.
Это не просто "закончилось войной", а путин продолжил свою войну, развязанную в 2014м году, показав кровавое мурло свое и своих дружков вместе с безмозглой ватой, одурманенной пропагандой.
Можно сколько угодно кудахтать про гипотетические "скелеты в шкафах", но кто агрессор и преступник (и по уставу ООН, и по международным и даже по своим собственным российским законам) - вполне ясно, и останется таковым навсегда, увы...
Вы считаете правильным украинский шовинизм, характерный западным областям Украины? Донецкие волнения начались после майдана 14 года, РФ поддержала их. Но изначально произошёл раскол, в самой Украине. " Кудахтать", не хотите разбираться, так и будете наступать на те же самые граблиграбли, и умываться кровью. Да ,вина Российской власти безусловна, но валить всё на одну страну, неразумно, хоть по уставу мёртвой организации ООН, хоть не по уставу).
Просто мерзость.
Очередной психопат.