Справа: памятный знак убитым евреям в Ялте, установленный в советское время. Надпись на памятнике: «Здесь 18 декабря 1941 года было расстреляно фашистами около 2000 мирных жителей Ялты». Слева: памятный знак убитым евреям, установленный в постсоветский период, в 1998 г. Надпись на памятнике: «Здесь в декабре 1941 г. были расстреляны нацистами более 2000 евреев г. Ялты».

Справа: памятный знак убитым евреям в Ялте, установленный в советское время. Надпись на памятнике: «Здесь 18 декабря 1941 года было расстреляно фашистами около 2000 мирных жителей Ялты». Слева: памятный знак убитым евреям, установленный в постсоветский период, в 1998 г. Надпись на памятнике: «Здесь в декабре 1941 г. были расстреляны нацистами более 2000 евреев г. Ялты».

Оба фото: Fastboy / Wiki

В издательстве Corpus вышла интереснейшая книга американского музыкального критика и историка культуры Джереми Эйхлера «Эхо времени. Вторая мировая война, Холокост и музыка памяти». Центральный сюжет книги — судьбы четырех великих композиторов XX столетия (Рихарда Штрауса, Арнольда Шёнберга, Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена), которые (цитируем издательскую аннотацию) «пережили эпоху Второй мировой войны и Холокоста, а затем воплотили свой опыт в глубоко трогательных, трансцендентных музыкальных произведениях, которые и являются эхом утраченного времени».

Исследуя жизнь своих героев (каждая из этих жизней по-своему трагична) Эйхлер вплетает нити их личной и творческой судьбы в ткань драматического контекста эпохи. Мы выбрали для публикации главу, в которой автор рассказывает историю «Черной книги» — первой (и тут же пресеченной) попытки публичной мемориализации Холокоста в СССР.