В начале XXI века видные российские рокеры — Юрий Шевчук, Илья Черт, «Король и Шут», «Разные люди» и другие — объединились чтобы перезаписать песню «Попса» группы «Бригадный подряд» и создать таким образом гимн армии «настоящих» музыкантов в войне против музыкантов «ненастоящих», то есть попсовых.

https://www.youtube.com/watch?v=SggNdw-BhP0

Композиция долго возглавляла хит-парад «Нашего радио», звучала из многих ларьков, но, несмотря на прилипчивый припев («У-у-у, попса — розовая пасть голодного пса»), никаким гимном, конечно, не стала. В 2025-м очевидно, что бороться стоило с совершенно другими псами, а бояться — совершенно других пастей. В том числе, если уж по гамбургскому счету, участников этой горе-супергруппы.

А вот поп-культура, как кажется, вышла на пик своего могущества. Так что поговорим в этом номере Republic-Weekly о ней, о попсе, и обсудим, хорошо это или плохо, что она всех победила.

Вот какие материалы вы сможете прочитать в нашем журнале:

Революция против вкуса. Почему поп-культура 2020-х — это худшая поп-культура

Европейские интеллектуалы предупреждали об опасности массовой культуры еще в XIX веке. В XX веке эта культура победила всю остальную. В ХХI веке она представляет угрозу для человечества. Так считает журналист, исследователь поп-культуры Андрей Сапожников. Специально для Republic-Weekly он объясняет свою позицию.

Ты не печалься. Как поп-музыка взаимодействует с кризисами в Америке и России

Некоторое время назад в соцсетях, а затем и в медиа появился термин «кризисный поп», обозначающий музыку, рожденную под воздействием финансового упадка или помогающую его пережить. Музыкальный журналист Артем Макарский рассказывает, какая музыка отвечает на кризисы в США, Европе и России. И способна ли она эти кризисы преодолеть.

«За русский язык сегодня надо оправдываться». Зинаида Пронченко поговорила с Иваном Дорном

Самая интересная поп-музыка на русском языке в XXI веке — это украинская поп-музыка. Самый важный артист для российской попсы в этот период — украинец Иван Дорн. Дорн 2010-х — это Алла Пугачева 1970-х. Он определил звук, стиль, манеру поведения на сцене для целого поколения «новых модных». В 2014 году, после аннексии Крыма, Дорн вышел на сцену российского фестиваля «Новая волна» с украинским трезубцем на футболке, но вплоть до полномасштабного вторжения продолжал выступать в России и сотрудничать с российскими музыкантами. Весной 2022 года должен был выйти альбом «Dorndom» с песнями только на русском языке, но релиз был отменен. Спустя три с половиной года Дорн все-таки выпускает эту пластинку. Что изменилось? Что осталось как прежде? Стоит ли ждать настоящих перемен?

Икона для (четырех) миллионов. Как Екатерина Мизулина стала поп-звездой

Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина — одна из самых удивительных российских знаменитостей. Ее основная деятельность — доносы, ее жертвы — популярные рэперы и блогеры, она прямо угрожает подросткам уголовными делами за неудобные вопросы. И при этом Мизулина — настоящая поп-звезда с армией молодых поклонников, раскрученными соцсетями и личной жизнью, за которой следят миллионы россиян. Редактор Republic-Weekly Константин Шавловский разбирается, как все это может сочетаться в одном человеке.

Оргазм свиньи. Дмитрий Быков посмотрел интервью с Пугачевой и задумался о традиции низвержения кумиров

Самое обсуждаемое медиасобытие сентября — интервью Екатерины Гордеевой с Аллой Пугачевой. Его обсуждают все: одни восхищаются артисткой, «‎заговорившей» впервые после вторжения в Украину, другие осуждают ее за «‎непатриотическую позицию», третьи считают, что она сказала недостаточно или вообще не то. Писатель Дмитрий Быков дистанцируется от всех этих групп. Он размышляет о феномене «‎кумира» в российском обществе, о природе поклонения идолам и их низвержения. И вот к каким выводам он приходит.

Мир с большой желтой буквы. Александр Уржанов — о «Макдоналдсе» как символе новейшей истории России

Если представить себе азбуку символов поп-культуры XX века, то конкуренция за букву «М» будет, пожалуй, самой высокой: Мадонна, Маккартни, «Матрица», «Майкрософт»… Культовые люди, явления, бренды. Но главный бренд — это, конечно, «Макдоналдс». В мире, который в начале 1990-х в одночасье стал однополярным, рестораны с желтой литерой «М» были посольствами американского образа жизни, а история отечественного «Макдака», украденного в итоге ушлыми бенефициарами войны, — это настоящая история страны в миниатюре.

Поп-культ под ногами майора: зачем диктатуры цензурируют даже деполитизированный контент

Диктаторы не любят поп-культуру. Она для них слишком сексуальная, слишком легкомысленная, слишком популярная. Но рациональна ли эта нелюбовь?

Кажется, что попса, наоборот, способна стать союзницей автократий, ведь ничто так не отвлекает население от политической активности, как яркие шоу, развлекательные фильмы и незамысловатая музыка. Политолог Клим Бакулин (псевдоним) по просьбе Republic-Weekly объясняет сложные отношения узурпаторов власти с поп-культурой.