Этот номер Republic-Weekly посвящен миграции. Трудовой, антивоенной, климатической. Он про приезжих и уехавших. Про странствующих и остановившихся; про тех, кто вынужден был пуститься в путь, и про тех, кто на этом пути стоит.

И вот что вы сможете в этом номере прочитать.

Правда ли, что автократы и диктаторы всегда против мигрантов?

Политические популисты всего мира строят свои политические кампании на антимигрантской политике. Борьба с приезжими, как кажется, вечный козырь в рукавах автократов. Однако, как утверждает политолог Клим Бакулин (псевдоним), на самом деле авторитарные лидеры принимают трудовых мигрантов с гораздо большей охотой, чем их демократически избранные коллеги.

Как выбраться из эмиграционного пузыря?

Многие из тех, кто уехал из России из-за войны, продолжают работать в российских компаниях, фактически оставаясь на удаленке. Другие работают в иностранных и международных проектах, рассчитанных на российскую аудиторию. Третьи запускают стартапы для эмигрантов и релокантов. Но некоторые решили выбраться из эмигрантского пузыря и создавать проекты в конкуренции или содружестве с местными предпринимателями. Журналист Николай Овчинников рассказывает о том, что у них получилось, и о том, почему лично ему было важно пойти этим, четвертым путем.

Как российские власти репетировали репрессии на приезжих

Оказавшись в странах ближнего и дальнего зарубежья, многие российские эмигранты пятой волны почувствовали себя людьми второго сорта. Некоторые впервые смогли поставить себя на место тех, кого они годами не замечали, — трудовых мигрантов, приезжавших в Россию до войны с Украиной. Журналист Александр Уржанов считает, что именно в этом равнодушии одна из причин ультранасилия, которое сегодня практикует российское государство.

Интервью с адвокатом, который защищает мигрантов

За последние три года в России появился целый ряд антимигрантских законов. Еще несколько запретительных мер вот-вот будут приняты. Republic-Weekly поговорил с адвокатом правозащитного проекта «Первый отдел», который специализируется на работе с иностранными гражданами, о том, как в отношении мигрантов работает правоприменительная система, что происходит в России с гражданами Афганистана и Украины и действительно ли сообщества мигрантов — это очаги преступности.

Как миграция влияет на любовные отношения?

Отношения на расстоянии, разрушение семей, браки по расчету для получения гражданства, вовлечение в секс-работу и даже импотенция — вот лишь некоторые проблемы, с которыми сталкиваются перемещенные лица. О том, как из-за миграции меняются понятия любви и дома, рассказывает Виктор Вилисов.

Как россиянин чувствует себя в Узбекистане — родине тех самых «трудовых мигрантов»

До войны кинокритик Алексей Артамонов был программным директором Фестиваля дебютного кино в Новой Голландии в Петербурге, курировал спецпрограммы на многих других смотрах и считался одним из самых востребованных специалистов в индустрии. Весной 2022-го он бросил все и уехал в Узбекистан. Почему именно туда? Каково ему жить среди тех, кого раньше он видел только как трудовых мигрантов в России? Можно ли построить культурные институты в незнакомой стране со своими традициями?

«Лазанья из свеклы». Колонка Зинаиды Пронченко

Отношения с оставленной родиной — это как отношения с бывшим? Можно ли делать выводы о тех, с кем расстался, по их свежим фотографиям в соцсетях? Помогает ли отъезд начать жизнь с чистого листа? По просьбе Republic-Weekly Зинаида Пронченко подводит итог своих трех лет в эмиграции.