Вчера в ходе пленарного заседания международного форума «Российская энергетическая неделя», проходящего в Москве, президент Владимир Путин заявил, что РФ собирается вывести экономику на углеродную нейтральность к 2060 году. Публичное подтверждение планов многие поспешили принять за серьезность намерений. Хотя более чем очевидно, что никто, включая 69-летнего главу государства (там же, на форуме, в очередной раз не ответившего на вопрос, как долго он собирается оставаться у власти), не ведает, что будет с национальной экономикой в столь отдаленном будущем. И едва ли знает наперед, какой будет динамика сокращения выбросов страны, известной своей критической зависимостью от экспорта углеродного сырья. Единственное, что мы с уверенностью можем отметить на текущий момент, так это то, что даже в своих долгосрочных целях перестройки экономики под давлением климатических требований «западных партнеров», Кремль не ставит перед собой сверхамбициозных целей — отставая здесь даже от государств вроде Португалии, которую Путин некогда призывал догнать. Напомним, как выглядит ее энергетическая повестка.
В новейшую историю Португалия вошла как экономический ориентир, предложенный Владимиром Путиным в 1999 году в программной статье «Россия на рубеже тысячелетий». Будущий хозяин Кремля в бытность премьером надеялся сравняться с этой южноевропейской страной по размеру ВВП на душу населения — при условии роста темпами не ниже 8% в течение 15 лет.
«Расчеты экспертов не совсем точны, — допустил тогда Путин, — нынешнее экономическое отставание не столь велико, а потому преодолеть его мы сможем быстрее».
И вот спустя столько лет Португалия снова обращает на себя внимание. Согласно обнародованной на днях правительственной стратегии, страна к 2050 году рассчитывает покрыть 100% потребностей в электроэнергии возобновляемыми источниками. Это позволит сократить выбросы CO2 на 85–99% по сравнению с уровнем 2005 года. Цель стать «углеродно-нейтральным» означает среди прочего снижение зависимости от импорта углеродного сырья — с нынешних 75% до 65% к 2030-му и до 17% к 2050-му. По словам Жоао Педро Матуша Фернандеса, министра окружающей среды и энергетики переходного периода, потребление нефти сократится в итоге в 6,5 раз — с ежегодных 65 млн до 10 млн баррелей. Через тридцать лет она «больше не будет использоваться наземным транспортом».