Вчера в ходе пленарного заседания международного форума «Российская энергетическая неделя», проходящего в Москве, президент Владимир Путин заявил, что РФ собирается вывести экономику на углеродную нейтральность к 2060 году. Публичное подтверждение планов многие поспешили принять за серьезность намерений. Хотя более чем очевидно, что никто, включая 69-летнего главу государства (там же, на форуме, в очередной раз не ответившего на вопрос, как долго он собирается оставаться у власти), не ведает, что будет с национальной экономикой в столь отдаленном будущем. И едва ли знает наперед, какой будет динамика сокращения выбросов страны, известной своей критической зависимостью от экспорта углеродного сырья. Единственное, что мы с уверенностью можем отметить на текущий момент, так это то, что даже в своих долгосрочных целях перестройки экономики под давлением климатических требований «западных партнеров», Кремль не ставит перед собой сверхамбициозных целей — отставая здесь даже от государств вроде Португалии, которую Путин некогда призывал догнать. Напомним, как выглядит ее энергетическая повестка.
В новейшую историю Португалия вошла как экономический ориентир, предложенный Владимиром Путиным в 1999 году в программной статье «Россия на рубеже тысячелетий». Будущий хозяин Кремля в бытность премьером надеялся сравняться с этой южноевропейской страной по размеру ВВП на душу населения — при условии роста темпами не ниже 8% в течение 15 лет.
«Расчеты экспертов не совсем точны, — допустил тогда Путин, — нынешнее экономическое отставание не столь велико, а потому преодолеть его мы сможем быстрее».
И вот спустя столько лет Португалия снова обращает на себя внимание. Согласно обнародованной на днях правительственной стратегии, страна к 2050 году рассчитывает покрыть 100% потребностей в электроэнергии возобновляемыми источниками. Это позволит сократить выбросы CO2 на 85–99% по сравнению с уровнем 2005 года. Цель стать «углеродно-нейтральным» означает среди прочего снижение зависимости от импорта углеродного сырья — с нынешних 75% до 65% к 2030-му и до 17% к 2050-му. По словам Жоао Педро Матуша Фернандеса, министра окружающей среды и энергетики переходного периода, потребление нефти сократится в итоге в 6,5 раз — с ежегодных 65 млн до 10 млн баррелей. Через тридцать лет она «больше не будет использоваться наземным транспортом».
А если не лукавить и сравнивать ВВП не по ППС то Португалию вообще никогда не догнать. На большей части самых крупных авторынков Европы новые машины с ДВС законодательно будут запрещены в 2030 году уже. И кстати атомная энергетика вроде как снова на коне, что в сочетании с развитием зеленой генерации ставит крест на углеводородах сильно раньше чем в 2050
Фотка в самом начале. Ну такая пошлость.
Картинка на тему статьи. В чём пошлость?
Да, уж... Декарбонизация.
Нынешние события во Франции показали - как это будет на самом деле.
"электричество неизбежно станет главным источником энергии в ЕС" - а откуда брать собственно электричество !? все равно все в углеводороды упрется, АЭС в Европе не в фаворе, или солнечными батареями все заставят !?
Брать-то ладно. Но как выработанную электроэнергию распределять и доставлять потребителю? Из школьного курса физики, я думаю, многие ещё помнят, что тепловые потери в проводнике прямо пропорциональны напряжению и пропорциональны квадрату тока. Т. е. чтобы снизить потери нужно передавать электроэнергию насколько это возможно за счёт напряжения. Но это создаёт проблему изоляции. Сейчас линии высокого напряжения в основном магистральные, они расположены за городами, там много места и воздух используется в качестве дешёвого изолятора. Но в городах это уже не так -- в городах не воспользуешься воздухом, просто места недостаточно. Компактные изоляторы крайне дороги и, опять же, используют те же углеводороды. К тому же, электроэнергию кроме собственно доставки нужно ещё и распределять. Для таких масштабов нужно будет очень много быстрого распределяющего оборудования высокого напряжения, а ему тоже неоткуда взяться. Поэтому идея с переводом всего и вся на электричество, на мой взгляд, пока ненаучная фантастика.
Какие кругом специалисты...
Вообще-то, при заданной передаваемой мощности, потери прямо пропорциональны сопротивлению линии и обратно пропорциональны квадрату напряжения, как следует из тех самых школьных формул.
Что касается распределения среди потребителей, то оно и сейчас везде есть - без электричества ведь никто не обходится в наше время, даже в такой "передовой" стране как наша РФ. Так что всё сказанное - пустые разговоры, по-моему...
Чтобы производить "солнечные батареи" нужно жечь очень-очень много угля.
Но его можно и в китае жечь
Уже нет. Китай сегодня борется с выбросами. Ежемесячно закрываются сотни предприятий загрязняющихся воздух. Так что уголь жечь будут скорее всего в России.
Не важно где его жечь, когда жечь его нужно очень много.
Про декарбонизацию. К примеру, Швеция покупает igb-транзасторы для силовой электроники в Китае (сразу оговорюсь, всё это исключительно умозрительно). А производство элементной базы для силовой электроники (и для фотогальваники тоже) крайне энергоёмкий и грязный процесс. В результате, вроде как, Швеция снизила выбросы СО, но при этом Китай их радикально повысил (Китай жжёт дешёвый австралийский уголь), чтобы Швеция смогла их снизить. И что получается?
Производство электроники в части энергопотребления- мизер по сравнению с нефтехимией, удобрениями, металлургией, теплоснабжением, бытовым сектором, малым бизнесом...
И получается, что Россия в пролёте со своей нефтью, а Австралия в плюсе
Заменить нефтяных королей на... литиевых?
Зачем?
танки на литии не будут. Зачем?
танки? зачем?
Читая эти европрогнозы, кажется, что будущее - оно вот прямо почти здесь... А на самом деле, даже если произойдет скачок в технологиях, и электромобили начнут быстро анедряться, накопленный автопарк с ДВС столь велик, что потребление нефти к 2050 г едва только начнет слегка снижаться
Накопленный автопарк с ДВС? К 2050г. машинам будет по 30 лет. Сколько из них еще будут использоваться в ЕС? Вы знаете какой средний возраст авто в ЕС? Около 8 лет.
Другое дело, что к 2050-тому нефть будет стоит запредельно дорого.
Это, кто его знает. Неблагодарное это дело цену на нефть угадывать :) я лично лумаю, что не будет ни дорогой,ни дешевой, но цена будет очень сильно скакать от любого чиха.
Будет. И это не гадание. Вся нынешняя жизнь выстроена на очень высоком энергопотреблении. В ближайшие сто лет нефть точно закончится. В ближайшие 25 лет закончится нефть по стольнику за бочку. Через 50 лет нефть уже не будет энергоносителем -- будет дороже урана. Её место везде займёт... газ (без конкретики).
ретро?
Где взять столько электричества? И как его хранить и распределять?
Согласно сайту https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/211rank.html#RS
ВВП на душу населения в России - 27,900 тыс. $ (74 место);
ВВП на душу населения в Португалии - 30,500 тыс. $ (67 место);
ВВП на душу населения в Испании - 38,400 тыс. $ (49 место);
ВВП на душу населения во Франции - 44,100 тыс. $ (40 место);
ВВП на душу населения в Британии - 44,300 тыс. $ (39 место).
Данные за 2017 год.
стоимость всего произведенного всеми внутри - ВВП.
В России 2 300$/месяц на душу населения. Где, Володя? Мы что, колония?
Это ППС
Не очень корректно, все же, сравнивать непромышленное государство по потребностями энергетики с остальной Европой и Россией.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F#%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0
.
<<<Португалия — индустриально-аграрная страна>>>
Минимальный размер оплаты труда в Португалии в 2018 году составляет 676.67 евро. Средний размер оплаты труда в Португалии на 2018 год составляет 1144.61 евро.
<<<Хорошо бы разобраться, как так получается.>>>
.
Доход, евро Ставки, %
До 7 000 - 14,5%
7 000 – 20 000 28%
,520 000 – 40 000 37,0%
40 000 – 80 000 45,0%
Свыше 80 000 48,0%
Ну так и в Росси ставка 13, а доход почти у всех до 7000 евро.