В эпоху цифровых технологий книге не раз прочили забвение, но люди продолжают определять себя через любимые произведения и искать близких по духу по «книжному» принципу. Почему читатели формируют с книгами такие прочные эмоциональные связи? Что любимая книга может рассказать о человеке, а бестселлер – о своем времени? Ответы на эти и другие вопросы – в конспекте лекции, которую прочитала в рамках гуманитарного лектория СКОЛКОВО литературный критик, преподаватель ВШЭ и литературный обозреватель «Медузы» Галина Юзефович.
Наша идентичность формируется из многих объектов. Это достаточно сложная конструкция, которая развернута и внутрь нас, и наружу – потому что мы отвечаем на вопрос, кто мы такие, как себе, так и миру. Сегодня все чаще мы описываем себя через профессиональные достижения (я – успешный предприниматель, спортсмен, бухгалтер и так далее). Но как только мы пытаемся себя описывать через работу, мы создаем очень плоскую картинку. А люди не любят плоские картинки. Наш мозг устроен таким образом, что мы реагируем на 3D-модели, следовательно, чтобы позиционировать себя максимально эффектно и для внешнего мира, нам приходится находить другие способы говорить о себе и формировать свою идентичность.
Помимо работы, каждый из нас состоит из образа жизни (я – жаворонок), убеждений (я убежденный либерал, я против коррупции). Кроме того, мы все сегодня путешествуем, сегодняшнее поколение – самое путешествующее за всю историю человечества, соответственно: я люблю Италию; я люблю Швецию. Согласитесь, это два очень разных утверждения, за каждым из которых встает определенный образ. Да, у нас есть любимые фильмы, у нас есть любимая еда, друзья, семья, стиль одежды – и вот из всех этих кирпичиков складывается емкий и объемный образ.
И у нас есть книги. Мы четко можем назвать те книги, которые нас сформировали, которые нас характеризуют, книги, ставшие значимой частью нашей культурной биографии. Если вы слышите, что человек говорит: мой любимый поэт – Пушкин, что это значит? Скорее всего, он никого больше не читал. Да и Пушкина он не то чтобы очень любит, просто в школе прочитал, что «буря мглою…», и с тех пор в этой точке зафиксировался. А если человек признается в любви Прусту, мы сразу понимаем, что перед нами большой интеллектуал с некоторой тягой к выпендрежу.