Вообще, планировалось, что это будет обычный травелог: сносные русские дороги, несносные русские дороги, старинные русские города и великолепные русские облака. На что смотреть, на что — не смотреть. Где есть и что есть. Ну и для оживления рассказа — вставные новеллы, ответвления сюжета, проселки, ради которых иногда покидаешь трассу. Получилось нечаянно, кажется, что-то другое. Сами увидите.
Вот со вставной новеллы и начнем. Тем более, что нам как раз пора свернуть с трассы.
На въезде в Ростов Великий — поворот с М8. На повороте — странный монумент: двое мужчин, один явно местный, другой — кочевник. Над мужчинами вьется бронзовое знамя с надписями. Чуть в стороне — автобусная остановка в виде юрты. Можно проскочить и не заметить, а можно остановиться. «Вечная дружба» — написано на бронзовом знамени. По-русски и не по-русски. А на табличке под ногами у мужчин — еще несколько слоганов: «Выше времени», «Выше погоды», «Выше политики», «Навеки вместе».
Второй, неместный металлический мужчина — киргиз. Памятник — подарок Киргизстана Ярославской области. Автор — Тургунбай Садыков (одна его скульптура, между прочим, есть в здании ООН). Монумент, олицетворяющий вечную дружбу киргизов с ярославцами, появился на повороте в 2006-м, и это все не просто так.
В 1976 году ЦК КПСС и Совмин обнаружили, что села в Нечерноземье попросту вымирают. Решили спасать, и затеяли нетривиальный эксперимент — перевезли в пустеющее село Шурскол (название древнее, еще от мери осталось, от племен, которые жили здесь до русских) Ростовского района Ярославской области 3000 киргизов. Получился совхоз «Киргизстан». Эксперимент развития не получил, но совхоз остался, и даже сейчас как-то живет. В 2006-м отмечали юбилей, приезжала делегация из Киргизстана, поставили памятник вечной дружбе.
Удивительная ведь история, правда? Про смелость власти, уверенной в себе по-настоящему, наверное: изрядная воля нужна, чтобы взять и выдернуть из привычной жизни тысячи людей, забросить их в чужие места и заставить жить по-новому.
Кстати, может быть, это нечто большее, чем вставная новелла. Ну, посмотрим.
И мальчики кровавые…
Дальше — Переславль, странная смесь древней красоты и новой алчности, фрески Гурия Никитина, божественного, в Даниловом монастыре и прекрасный музей в монастыре Горицком. Я там был, конечно, много раз (да и кого этим удивишь, стандартный туристический маршрут). Но деревянным человечкам в музее удивляться не устал. Вот и теперь тоже. В ряд Иисусы — усталые, как мужики после тяжкой крестьянской работы. И лица у них такие же. Тайная вечеря — апостолы с окладистыми бородами, и спорят, кажется, не про вечное, а про цены, допустим, на овес.
Экспозиция деревянной скульптуры Переславского музея-заповедника в Горицком монастыре.
Столько раз ловил себя на этой мысли: замираешь в очередном музее перед иконой, слепнешь от нездешней красоты. Потом читаешь — XVII век, из церкви святого Николая в селе… Название не говорит ни о чем, попытки что-нибудь про это самое село выяснить к откровениям не приводят. Ну, село и село. Серые хлеборобы, имен которых история запоминать не любит. И вот жили они рядом с невероятной красотой. Красота была частью их жизни. Тяжело, конечно, жили, но зато уходили потом на свое, понятное небо, где уютно, где ждут усталый Христос и апостолы с окладистыми бородами. С разумением и не без хитрецы, с которыми можно толково обсудить цены на овес. Все кончилось. У нас такого неба не будет.
Кстати, друзья, которые в Москве. Мы еще весной собирались устроить офлайн-презентацию "Севера", но вмешались внешние обстоятельства. Если в августе или в сентябре устроим, придете?
Тег "Россия: места" очень удачен.
Вот прямо ждали такую рубрику/ не рубрику. Короче, ждали)
Обязательно сходим на выставку и доедем до Калязина.
Только подвеску надо проверить)
Спасибо, задумался над книжкой, которую прочитал в детстве и не понял. Рыбинское водохранилище планировалось как самое большое по площади искусственное озеро в мире.Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 году. Полагаю, что коммунисты трещали об этом всюду. А в 1936 Чапек написал Войну с саламандрами. Про Верховного саламандра и вытеснение саламандрами людей путем уничтожения суши. При этом он даже, помнится, не осуждал саламандров, вынырнувших из социальных глубин и уничтоживших мир людей. Поздравляю, такие тексты помогают осмыслить не только чешскую литературу XX века.
Вы совершенно правы, Чапек свою остроумную утопию как раз и писал, любуясь на тоталитарные режимы, уничтожавшие нормальную человеческую жизнь, "сушу".
Этот Никольский был уникальным человеком. Юношей после духовного училища возглавил музей, и как мог 50 лет отбивал от советской власти сокровища. Организовал снятие и перевоз фресок в 30 каком-то году! За все это можно было сесть надолго. У него (как я прочитала в интернете) быдауникальная икона 12 века, по нынешним фото в музее можно узнать, что там была куча живописи. Говорят, в запасниках, в Твери.но в интернете пишут, что после его смерти начали из музея подворовывать. А умер он в доме престарелых в бедности
Заголовок статьи неудачен. Рождает негативные ассоциации.
Так и есть
Вспомнил "Иван Васильевич меняет профессию", когда Бунша в нише сидел
Российскому народу понадобится еще сто лет, чтобы понять все, о чем Иван тут наговорил. Только этого времени уже нет - оно вышло, закончилось. Жаль...
"Российский народ", как этнос, связанный хоть какой-то культурной традицией умер в 17-м году. А через "сто лет" ко всем этим фрескам и иконам будут относиться примерно также, как сейчас путешествующий по Чуйскому тракту смотрит на местные петроглифы.
В 17-м такого слова не было в лексиконе "российский народ". На этой земле жил русский народ - так полагали правители того времени. А если он и умер, то на много раньше, когда в своем издевательстве над ним и с полным бесстыдством господа стали торговать себе подобными, как скотом оптом и врозницу...
М.В.Ломоносов. «О сохранении и размножении Российского народа». (1761 г.)
Ну, да, размножение, как кроликов или овец... Сам-то Михаил Васильевич на своей шкуре крепостного права не испытал к его счастью - он же из поморов. Удивительно другое, приезжие люди немцы, итальянцы, французы воспринимали здешнее крепостное право, как норму, типа: " У нас, слава Богу, такого нет, а здесь это вполне нормально: можно прикупить себе девочку на невольничьем рынке".
Спасибо большое! Я много поездила по тем местам. Там все волшебной красоты, что сохранилось. И еще, поправьте, пожалуйста, "вусмерть" слитно, а там на пробел нажали, и не заметили.
Спасибо огромное! Иван, вы не думали написать книгу о русском искусстве?
Хочется думать, что прямо на глазах рождается новая книга. Тут же вспоминаются "Епифанские шлюзы" Андрея Платонова и все эти великие стройки коммунизма на крови и костях.