Судя по всему, жизнь потихоньку возвращается. А это значит, что снова можно будет ездить по России, смотреть на ее красоты и наблюдать ее странности. Разумеется, в масках, перчатках, а если вы еще и москвич на свою беду, то строго по графику, опубликованному городскими властями. Это теперь обязательно, это подразумеваем, на это даже и не отвлекаемся.
Итак, поехали. Наш цикл маршрутов-путешествий, мы начнем с XII века. С той России, которую мы потеряли еще во времена монгольского нашествия. Точнее, как оказалось, не совсем потеряли. Кое-что уцелело. И это невероятно красиво.
От домонгольской Руси в том или ином виде сохранилось 56 памятников архитектуры. Правда, в самой России их только 32 (16 в Псковско-Новгородских землях, 12 во Владимиро-Суздальских, и 3 в Смоленских), остальные — на территории Украины и Белоруссии. Ну и, конечно, сохранились они, увы, только более или менее, — все-таки за восемь веков в России много чего происходило. Так что в некоторых случаях нам под видом памятника XII века подсовывают мало похожий на него новодел. Так, например, обстоит дело с собором Богородице-Рождественского монастыря во Владимире.
Впрочем, нас сегодня интересуют не все эти памятники, а в первую очередь пять белокаменных церквей, построенных во Владимиро-Суздальском княжестве с 1152 по 1166 год.. Даже если бы русские люди ничего больше не построили, этих церквей хватило бы, чтобы понять, что русская культура в списке величайших европейских культур на своем месте.
Эти церкви являются квинтэссенцией идеи крестово-купольного храма — основного для византийской и восточно-православной архитектуры. Но здесь, в России, во Владимиро-Суздальских землях не просто построили крестово-купольные храмы, а сделали это в «типологически чистом» варианте. Прямоугольный объем, который разделен четырьмя столбами на девять ячеек, а над центральной ячейкой возвышается барабан с куполом. Ничего лишнего, никаких нартексов, вим, притворов, галерей. Строгость, чистота и абсолютная цельность.
Причем цельность и чистота восточной архитектурно-церковной идеи реализовалась на русских землях из соединения ее с западноевропейским взглядом. Исследователи пишут, что «на Руси в это время храмы строили местные мастера под руководством местных зодчих, прошедших обучение в Западной Европе», а в случае наших белокаменных церквей, обучение проходило в Шпайере, где расположен Императорский собор — один из самых главных романских соборов Европы того времени. (С.В. Заграевский «Зодчие домонгольской северо-восточной Руси»)
А еще эти церкви расположены так, что, выехав из Москвы, например, утром, можно увидеть их все и вернуться домой вечером.
- Первый и по времени строительства, и по расстоянию от Москвы (125 км) — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
- От него 68 км. (то есть где-то час езды на машине) до Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Собор там был построен в 1152–57 году, но через 75 лет по непонятным причинам был разобран, а на его месте в 1234 году построен новый, полностью повторяющий план старого.
- Потом 54 км. мимо Суздаля до Кидекши, где находится Церковь Бориса и Глеба.
- Еще 38 км. в сторону Владимира, и перед вами храм Покрова на Нерли. Только не делайте глупости и не ведитесь на желание навигатора привести вас прямо к самой церкви. Во-первых, это скорее всего не получится, а во-вторых, и в главных, к этой церкви надо идти пешком из Боголюбово, от железной дороги через поле. Потому что мало что в мире есть красивее, чем это поле и храм Покрова на Нерли в конце его. Впрочем, об этой церкви и Боголюбово, в котором есть еще один памятник домонгольской архитектуры, мы напишем, конечно, отдельно. Как и обо всех других точках нашего маршрута.
- Ну и наконец, чуть больше 10 километров, и перед вами Дмитриевский собор Владимира.
- А чтобы вернуться в Москву вам надо преодолеть еще 170 км
Разумеется, лучше вовсе не торопиться и растянуть свое путешествие на два дня или даже на неделю. Благо, расположены эти церкви в местах, где много есть чего посмотреть. В удивительных русских местах.
Поехали!
Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор
Переславль-Залесский — город контрастов. Не как Ростов, где с красотой и величественностью Ростовского Кремля соседствуют бедность, разруха и запустенье. Тут другое. Тут соседствуют красота и пошлость.
Красоты и правда много. Причем не только архитектурной, но и природной — Плещеево озеро производит очень сильное впечатление, хотя в городе не так чтобы очень много мест с открытым выходом к воде.
В городе и ближайших окрестностях шесть прекрасных монастырей (точнее пять, Сретенский Новодевичий женский монастырь был упразднен еще в XVIII веке, но от него осталось две церкви). Среди них Феодоровский монастырь, основанный Иваном Грозным в честь рождения своего сына Федора Иоанновича, с собором Феодора Стратилата (1557 год). Свято-Троицкий Данилов монастырь с еще одним шедевром XVI века — Троицким собором, построенным в 1530 г. Григорием Борисовым, и расписанный 100 лет спустя артелью художников под руководством Силы Савина и Гурия Никитина (некоторая часть этой росписи до сих пор на месте). Ну, и Успенский Горицкий монастырь, в котором сейчас находится прекрасный музей с очень классной коллекцией русских икон. Но даже если вас не особенно будоражат иконы, тут просто приятно гулять среди старых церквей и стен.
В общем, все, что сделали тут природа и люди во времена давние — это очень красиво и по-настоящему здорово. А то, что сделано в последние десятилетия, как минимум, очень странно. Странные дома налеплены как придется. Странные кафе, столовые и рестораны в дешевом псевдорусском стиле и с дорогой псевдоевропейской едой. Странные музеи «утюга», «хитрости и смекалки», «чайника» и еще чего-то такого же бессмысленного. Забитое машинами шоссе, вокруг которого организовано все городское пространство, впрочем это, как раз для России не странно — так устроены многие города.
При этом город совсем не бедный и никакого запустения тут не ощущается. Тут полно туристов — Переславль популярное место поездок москвичей на выходные. Впрочем, как раз в московских туристах, может, и кроется разгадка той самой пошлости, о которой мы говорим. Спрос рождает предложение. Раз туристы ломятся как подорванные смотреть на фейковый ботик Петра I, то и музей утюга схавают, и чайника, и вообще чего угодно. Город как бы живет не для себя, а для своры москвичей, наезжающих на выходные.
На самом деле, если оказаться в Переславле-Залесском не в выходные или не в сезон, то восприятие этого города заметно меняется. Пошлость перестает бросаться в глаза, зато начинаешь видеть и чувствовать прелесть старого русского провинциального города.
Но нас в Переславле сейчас интересует конкретное место. Спасо-Преображенский собор, расположенный в самом центре внутри кремлевского вала на Красной площади. Заложил этот собор основатель Переславля (тогда его еще не называли Залесским) Юрий Долгорукий в 1152 году.
Здесь все тот же контраст. С одной стороны, Спасо-Преображенский собор — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной России, дошедший до нас почти в полной сохранности, почти так, как его построили в 1157 году при Андрее Боголюбском. И это производит сильнейшее впечатление. С другой, при последней реставрации не пожалели денег на стеклопакеты, которые очень своеобразно оттеняют древность храма. А еще в 2003 году черную главу собора зачем-то перекрасили в зеленый цвет. Мрачную величественностьи древнего строения подменила усредненная праздничность.
С одной стороны, часть росписей этого храма — известно, что он был расписан в XII веке на сюжеты «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» — дошли до наших дней и хранятся в Историческом музее.
Не говоря уже о том, что именно для Спасо-Преображенского собора Феофан Грек написал одну из самых знаменитых русских икон «Преображение». С другой, сейчас внутри, отреставрированного и очищенного храма стоит приделанный в XIX веке алтарь с голимым софринским новоделом. Правда, недавно повесили еще и копию того самого «Преображения», просто так, на стенку, рядом с алтарем.
Вовсе не обязательно пялиться на храм через голову Александра Невского, можно сделать несколько шагов в сторону, и откроется прекрасный вид на храм. Придираться к реставрации тоже не обязательно. Сделана она, на самом деле, хорошо и профессионально. То, что храм очистили и побелили, не делает его менее настоящим. Это все те же камни, та же выверенная гармония идеальной простоты. К тому же, в результате этой самой последней реставрации под слоем штукатурки были найдены удивительные граффити. В частности, огромный текст в жанре «вся правда про» убийство Андрея Боголюбского с полным списком убийц.
В общем, Первая остановка в Переславле-Залесском обязательна!