Россия. Камчатский край. Туристы на территории горного массива. Фото: Kuhnmi / Flickr

Россия. Камчатский край. Туристы на территории горного массива. Фото: Kuhnmi / Flickr

Еще в апреле 67% россиян, опрошенных НАФИ, надеялись полететь в отпуск за границу, а 64% респондентов ожидали открытия границ в течение полугода. Только летом эти прогнозы не оправдались, и вместо любимых зарубежных курортов многим пришлось осваивать Краснодарский край и Байкал. По данным сервиса OneTwoTrip, самыми востребованными направлениями оказались Москва, Санкт-Петербург и Сочи. «Деньги» собрали истории российских бизнесменов, путешествовавших по России в этом году, и попросили прокомментировать их Майю Котляр, основательницу компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel.

Курорты Краснодарского края и Крым

Побережье Черного моря в этом году многим заменило Лазурный берег Ниццы, пляжи Сицилии и даже Рижское взморье: в июне и июле суммарно Краснодарский край принял 2,3 млн туристов, а отдельно Сочи – почти 1 млн. В Крыму цифры интереснее: только за первые 10 дней июля его посетили 400 тысяч туристов, а в социальных сетях он стал самым популярным направлением. К Черному морю выбрались и селебрити, отчаявшиеся вылететь в Дубай и Майами, и простые люди, и бизнесмены.

Основатель и СЕО финтех-проекта «Деньги Вперед» Павел Гужиков рассказал, что обычно он с женой путешествует по Европе и Америке, но в текущей ситуации выезд за рубеж сопряжен с большим количеством сложностей, поэтому выбор пал на Сочи. Выезжали из Москвы на машине. По словам Павла, отдых в Сочи выдался насыщенным, а Красная Поляна – очень душевное место с отличным сервисом. Однако Геленджик, ставший следующим пунктом назначения, понравился Павлу больше, потому что уютнее и меньше населен: «Геленджик чем-то похож на Ниццу. Есть, конечно, токсичные люди среди отдыхающих и в сфере обслуживания, но изолируясь от подобного общества, можно отлично провести время. В таком месте надо покупать недвижимость, чтобы иметь возможность приезжать сюда».

Правда, не обошлось без минусов, к которым Павел отнес низкий уровень сервиса и отсутствие комфортных, современных отелей. «Для сравнения, “Кемпински Гранд Отель Геленджик” стоит 35 тысяч за ночь, но уровень комфорта, как в европейских отелях за 100–150 евро. Отель в Европе за 300 евро будет похож на дворец. А за меньшую стоимость можно найти много хороших тихих вариантов со включенным завтраком. На юге России за 100 евро –– лишь посредственные варианты».

Майя Котляр, основатель и CEO компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel: «Мне сложно оценивать инвестиционную привлекательность недвижимости, так как я представитель туристической индустрии. Тем не менее, пересмотрев ситуацию в туризме, я считаю, что покупать и затем сдавать недвижимость в Краснодарском крае – очень перспективно и выгодно. В целом могу сказать, что лето 2020 года было “звездным” для внутреннего туризма и конкретно Краснодарского края. Загрузка как отельной базы, так и частных секторов размещения – 100%. И я считаю, что многие россияне, особенно обеспеченные клиенты, предпочитающие отдых за границей, пересмотрели свой скепсис относительно черноморских курортов, убедившись в том, что у нас есть и отели, и сервис высокого уровня. Тренд отдыха в России задан. И даже при открытии заграничных направлений туристы уже будут с большей охотой отдыхать на наших курортах. Есть только одна проблема – ограниченное количество отелей высокого уровня. И в связи с этим появляются завышенные цены, как, например, в “Кемпински Геленджик”».

Геленджик. Фото: Alexxx Malev / Flickr