Девушка в маске в фитнес-клубе в Москве. Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Девушка в маске в фитнес-клубе в Москве. Фото: Антон Денисов / РИА Новости

На прошлой неделе московские чиновники отрапортовали о признаках восстановления столичных фитнес-клубов и оздоровительных центров впервые после начала пандемии. Аналитический центр Москвы сообщил, что за февраль среднесуточные обороты фитнес-центров в Москве превысили уровень годичной давности на 3,3%, а заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов заявил, что спрос на посещение спортивных клубов практически вернулся на докризисный уровень.

Как на самом деле обстоят дела в этой индустрии и что её игроки придумывают для мотивации утомленных коронавирусом граждан, рассказывает президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина.

Вопреки ожиданиям, по итогам 2020 года фитнес-индустрия в России избежала массовых банкротств. Как вам это удалось?

– Да, пессимистичные прогнозы строили все, включая представителей отрасли. Катастрофические падения продаж в феврале и марте 2020 года, закрытие фитнес-клубов по всей стране начиная с конца марта 2020-го, серьезные трудности с выходом отрасли из локдауна – особенно в регионах, потеря сотрудников во время простоя не внушали оптимизма. Убытки отрасли за второй и третий кварталы 2020 года составили 50,38 млрд рублей – это почти треть годовой выручки всей отрасли за 2019 год. Но отрасль показала свою стойкость, способность кооперироваться, адаптироваться к вызовам времени. Поэтому, вопреки мрачным прогнозам, мы потеряли около 30% отрасли (всего до пандемии в России насчитывалось 13 тысяч фитнес-объектов), а не 50, не 70%.

Безусловно, рано говорить о том, что падение на этом закончилось. Да, в 2021 году фитнес-индустрии удалось выйти из пике благодаря грамотным действиям операторов: фитнес-клубы по всей стране запустили специализированные программы для профилактики, восстановления после COVID-19; разнообразили линейку клубных карт по продолжительности сроков действия; расширили пул услуг в рамках действующих карт и даже провели трансформацию франчайзинговых продуктов для дальнейшего развития бизнеса. Но до радужных прогнозов еще далеко. Отрасль сильно пострадала, текущий объем продаж не покрывает понесенных убытков и их последствий.

Восстановление отрасли, по нашим прогнозам, продолжится минимум до 2023 года, при условии, что не будет новых ограничений. Кроме того, впереди нас ждет низкий летний сезон.

Соотносить цифры февраля 2021 года с февралем 2020-го [как это делают московские чиновники – Republic] некорректно. Февраль 2020-го был первым месяцем, когда пандемия нанесла удар по фитнес-отрасли, – во второй половине февраля продажи просели до 70–90% в разных регионах. Сравнивать нужно с февралем 2019 года – по данным нашего исследования, по сравнению с февралем 2019-го продажи клубных карт в феврале 2021-го упали на 11,9%, а продажи дополнительных услуг – на 7,6%. Посещаемость снизилась на 13,9%. Конечно, если сравнивать показатели с февралем 2020-го, налицо положительная динамика, но она не отражает реального положения дел в отрасли.

Если в целом говорить о 2020-м, отмотав пленку назад, то отрасль забила в колокола, как раз когда в феврале стали падать продажи – к концу месяца они упали на 70–90%. Стало понятно, что без государственной поддержки в этот раз не обойтись фитнес-отрасли, которая самостоятельно преодолела за свою 30-летнюю историю и кризис 1998, и 2008, и 2014 годов. Необходимо было оценить, какова ситуация, оцифровать наши суммарные потребности. Мы подсчитали: чтобы сохранить 90% отрасли, необходимо 40 млрд рублей – к слову, сумма всех налоговых отчислений фитнес-отрасли за 2019 год составила 43,64 млрд рублей. При оказании помощи на эту сумму совокупный объем поступлений в консолидированный бюджет от фитнес-индустрии в течение года был бы равен 95 млрд рублей. Эти деньги не просто бы вернулись государству, но увеличили бы объем поступлений в консолидированный бюджет в 2,5 раза.

По итогам года можно сказать, что госпомощь была оказана в размере 1,5 млрд рублей. И это всем организациям, которые в кодах своей деятельности указывают, что они осуществляют спортивно-оздоровительную работу в качестве основной деятельности, не только фитнес-клубам. Такие цифры представил директор департамента стратегического развития и реализации федеральных проектов Министерства спорта России Сергей Смирницкий на XXVI Всероссийском съезде фитнес-индустрии, которое провело Национальное фитнес-сообщество при поддержке Минспорта России в декабре 2020 года. В рамках этой помощи 25 тысяч организаций получили отсрочки по налоговым платежам, 35,5 тысячи получили безвозвратные кредиты.

То есть мы просили помощи на 40 млрд для фитнес-индустрии, а оказано было на 1,5 млрд – и не только фитнес-клубам, а вообще всем, у кого указан отраслевой ОКВЭД.

А в какой форме вы хотели эти деньги получить?