Расширенное заседание коллегии ФСИН РФ / fsin.gov.ru

На короткой послепраздничной неделе российские власти пошли на новое обострение конкуренции на международном рынке вакцин. Был произведен предупредительный залп из пропагандистских орудий по противнику, готовящему информационную диверсию – ни много ни мало инсценировку массовой гибели людей от использования «Спутника V». Целевой аудиторией предполагаемой дезинформации объявлены преимущественно восточноевропейские страны: Венгрия, Словакия, Черногория, Сан-Марино, Северная Македония и Сербия. В последней эту таинственную кампанию уже объявили обреченной «на провал на самом старте».

Три месяца назад, напомним, генерал-майор Игорь Конашенков, официальный представитель Минобороны, утверждал, что «нам детально известно, какие сегодня средства и ресурсы брошены из-за рубежа на дискредитацию в мире и в России отечественной вакцины. В социальных сетях и финансируемых на зарубежные гранты русскоязычных интернет-ресурсах готовится серия псевдоаналитических “расследований” и лжесвидетельств “очевидцев” о якобы “опасности” российской вакцины». Но, очевидно, тогда это прозвучало недостаточно убедительно. Так что власти повторили попытку. Сама тональность анонимного сообщения ТАСС и «РИА Новости», поступившего из недр президентской администрации, проникнута тревожной стилистикой Совинформбюро:

«На фоне растущего спроса на российскую вакцину “Спутник V” во всем мире, в том числе в европейских странах, США и их союзники, по данным наших спецслужб, планируют развернуть масштабную информационную кампанию, нацеленную на формирование предвзятого отношения к отечественным научным разработкам в сфере противодействия распространению коронавирусной инфекции COVID-19». / «Через подконтрольные неправительственные организации и медиаструктуры, такие как Агентство США по международному развитию, Фонд “Томсон Рейтер”, Фонд Сороса, а также Би-би-си, “Рейтер”, “Интерньюс”, будут продвигаться тезисы о неэффективности и опасности вакцины» / Из слов «высокопоставленного источника в Кремле» также следует, что одновременно США ведут «беспрецедентно агрессивную политику продвижения своей вакцины Pfizer, добиваясь освобождения американской стороны не только от выплат возможных компенсаций гражданам по судебным искам в случае появления побочных эффектов, но и от материальной ответственности за халатность непосредственного производителя» (при чем тут эта умозрительная перспектива кровопролитных судебных баталий, «источник» не пояснил. Но, видимо, ничто так не выводит на чистую воду грязные намерения Запада, как ослепительный успех российской вакцины. Так что все сходится).

Обратим еще раз внимание: «США и их союзники» только «планируют» свое коварное наступление. Но в Москве оно моментально обрело плоть неопровержимых фактов, став предметом оживленной дискуссии в прокремлевских медиа. Новая повестка с неизбежностью определила содержание новостей и политических ток-шоу на телевидении. В эфире YouTube-канала «Соловьев Live» официальный представитель МИД Мария Захарова заявила, что кампания дезинформации ведется «западниками» уже несколько месяцев (позже Захарова появилась еще в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» и вообще была в ударе на минувшей неделе).

mid.ru

Дело дошло до того, что тему пришлось комментировать даже руководителю НИЦЭМ им. Гамалеи Александру Гинцбургу, до сих пор отвечавшему главным образом за научно-исследовательский периметр информационный обороны:

«Я думаю, что это заявление [о подготовке западной кампании дискредитации российской вакцины] было сделано на высоком политическом уровне не на голом месте», – аккуратно предположил Гинцбург, не исключивший наличия «какой-то оперативной информации».

Сообщение о массированной провокации появилось спустя месяц после публикации The New York Times противоположного содержания:

«Почти все, что они [в Москве] продвигают о вакцине, является результатом манипуляции и обычно лишено контекста, – приводит издание слова Брета Шафер из Альянса по защите демократии (созданная четыре года назад трансатлантическая правозащитная группа по национальной безопасности с заявленной целью противостоять усилиям РФ по подрыву демократических институтов в США и Европе). – Каждая негативная история или проблема, которая вышла о вакцине американского производства, усиливается, в то время как они наводняют медиапространство любыми положительными сообщениями о российской вакцине».

Заявление РФ о «формировании предвзятого отношения» к продуктам кремлевской фармакологии также имеет свою предысторию. Необходимо подчеркнуть, что здесь мы не говорим о качествах самой вакцины. Речь об уязвимостях в ее продвижении, уверенно продемонстрированных в ходе клинических испытаний (на чем мы ранее неоднократно заостряли внимание). Даже в комментариях к нашумевшей февральской статье о «Спутнике-V» в журнале The Lancet независимые вирусологи Полли Рой, представляющая Лондонской школу гигиены и тропической медицины, и Ян Джонс из Университета Рединга, сочли важным напомнить, что на начальном этапе «Спутник V» подвергся критике за «неподобающую поспешность, срезание углов и отсутствие прозрачности».

Впрочем, реакция на статью международного научного сообщества, несомненно, была позитивной, что должно было содействовать укреплению доверия к российской разработке. «Научный принцип вакцинации продемонстрирован, а это означает, что теперь еще одна вакцина может присоединиться к борьбе за снижение заболеваемости COVID-19», – подвели черту Рой и Джонс.

Но означает ли это, что весь тот скепсис, который полгода противостоял безапелляционной уверенности Москвы в превосходстве российской вакцины, вмиг испарился? Помогают ли в этом самые искренние уверения МИДа в отсутствии каких-либо намерений «политизировать этот вопрос, участвовать в политических гонках и уж тем более в “инфодемии”»?

Международная экспансия «Спутник V» протекает пока что вполне благополучно. На неделе Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) сообщил о регистрации вакцины в 50-й стране (Намибии), а к выходным к ней добавился 51-е участник – Азербайджан. Да, список фонда неоднороден и наполнен, пожалуй, не самыми демократическими и развитыми государствами мира. Тем не менее их население в сумме превышает 1,3 млрд человек, что уже само по себе сулит внушительный рынок безотносительно дальнейших планов по расширению географии присутствия (9 марта глава РФПИ Кирилл Дмитриев заявил, что «Спутник V» будут выпускать во Франции, Италии, Испании и Германии – чем сильно форсировал события: по крайней мере, во Франции отвергли какие-либо твердые договоренности).

На руку Кремлю играют и «побочные эффекты» распространения вакцины – в частности, раздор в Евросоюзе, где не только страны вроде Венгрии, но и уже отдельные регионы государств-членов ЕС настаивают на праве выбора препаратов по собственному усмотрению. На неделе громкое заявление на этот счет сделала администрация Ниццы. Мэр Кристиан Эстрози потребовал от властей страны разрешения на самостоятельные закупки «Спутника V». Ранее скандал на этой почве разгорелся в Словакии – причем настолько сильный, что министру здравоохранения республики на неделе пришлось подать в отставку. Предыдущие усилия Кремля расколоть Европу и обострить ее внутренние противоречия не имели особого успеха. Но это не значит, что Москва разочаровалась в своем гибридном подходе, – и кампания по вакцинации в ЕС действительно открывает здесь новые возможности.

kremlin.ru

Другое дело, что тактические преимущества, достигнутые ценой кремлевских интриг, в конечном счете лишь усиливают предубеждение ко всему, что Москва горячо рекомендует миру. Недоверие к режиму в любых его проявлениях нашло отражение в национальной кампании по вакцинации – даже в тех российских регионах, где вакцина доступна, спрос на нее определенно не назовешь ажиотажным. Таким образом, недоверие распространяется и на сам флагманский препарат, который его создатели на неделе объявили наиболее качественным в мире среди успевших поступить в оборот. Проблема в том, что раньше ученых об этом уже неоднократно успел высказаться президент Путин. А публичные слова (не говоря уж о действиях) российского лидера обладают известным свойством не добавлять, а, напротив, отнимать стоимость – у перспективных разработок, продуктов, компаний и даже целых индустрий.

Разумеется, трудно представить себе что-то менее объективное, чем суждение о противовирусном препарате, обещающем спасти миллионы жизней, на основании заинтересованности Кремля в его продвижении. А она, как мы знаем, беспрецедентна (президент садится на любимого конька при всяком случае, даже обсуждая с аграриями проблемы АПК (об этом ниже): «Мировой рынок вакцин – $100 млрд примерно», – напоминает глава государства гипнотизирующие его цифры). Но мы не можем отмахнуться от этих вполне очевидных последствий многолетней путинской политики. Так что крайне сомнительно, чтобы «разоблачающим материалам», о которых нас заранее предупреждают государственные медиа, оказалось по силам сделать ситуацию с доверием существенно хуже, чем она есть. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госзанятость. «У вас же есть такие низкооплачиваемые работы, что даже гастарбайтеры не хотят туда идти?»