kremlin.ru

На неделе динамика заболеваемости в России немного замедлилась. Несмотря на это, минувшие семь дней добавили в официальную статистику инфицированных COVID-19 дополнительные 200 тысяч человек. Коренной перелом может произойти только в результате интенсивной вакцинации, не устают напоминать власти. При этом российские препараты, к досаде чиновников, все еще не пользуются абсолютным доверием у граждан.

Федеральная кампания по бесплатной вакцинации «Спутником-V», на первых порах направленная на избранные категории бюджетников, идет уже вторую неделю и будет продолжаться, пока не охватит максимально возможное число граждан, так или иначе работающих на государство. Выбор остальных – дело добровольное и, собственно говоря, не столь принципиальное. Важнее, как отметил премьер-министр Михаил Мишустин на пятничном совещании с производителями вакцин, что уже сейчас «Россия занимает лидирующие позиции в мире по организации вакцинации людей».

Об успехах кампании, несомненно, вскоре выскажется и сам Владимир Путин, появившись перед публикой в своем сочинском кабинете-дубликате – он, как выяснил на днях «Проспект», является точной копией президентского офиса в Ново-Огарево, построенного, чтобы создавать у россиян (по крайней мере в Московском регионе) иллюзию близкого присутствия главы государства. Но рискну предположить, что наибольший интерес у хозяина Кремля вызывает не статистика оперативного штаба, не ход вакцинации и не качество коллективного иммунитета россиян, а позиции России на мировом рынке вакцин. Складывается впечатление, что это и есть главный проект Кремля в период пандемии.

Ничто и никогда Путин не готов был рекламировать с таким усердием, как «Спутник-V», а также другие вакцины российского производства. Он охотно говорит об этом с любым иностранным лидером, на любом международном мероприятии в любом формате. В сентябре, выступая на Генассамблее ООН, Путин предложил сделать сотрудникам организации бесплатную прививку «Спутник V». На ноябрьском саммите G20 президент пообещал предоставить препарат всем «нуждающимся странам». Примерно о том же он заявлял на саммите ШОС. На минувшей неделе президент проинформировал о проработке вопроса поставок вакцины в страны ЕАЭС. В устах Путина не так уж часто услышишь словосочетание «очень хороший бизнес» применительно к инициативам государства, но в отношении «Спутник-V» он сделал исключение и даже посчитал уместным заранее оценить потенциальный годовой доход предприятия – до $100 млрд. Дело дошло до того, что в начале осени президент, прежде не желавший и упоминать о своих дочерях, сам завел речь об одной из них – и только потому, что та сделала себе прививку российской вакциной.

Нельзя сказать, чтобы усилия Путина, как и сотрудников Российского фонда прямых инвестиций, финансирующего разработку вакцины Центра имени Гамалеи Минздрава РФ, пропадают втуне. Ранее мы уже писали о в меру плодотворных переговорах фонда с рядом стран Азии и Латинской Америки. Но на неделе об отказе закупать российскую вакцину по причине ее несоответствия нормам GLP (good laboratory practice – надлежащей лабораторной практики, обеспечивающей согласованность и достоверность результатов исследований) категорично заявила Турция. И это после того, как по меньшей мере дважды тему вакцины от коронавируса Путин по телефону обсуждал со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Не уточняя название конкретного препарата, министр здравоохранения Турции Фахреддин Коджа в интервью газете Haberturk отметил:

«Это аденовирусная вакцина. Проблема возникла из-за соответствия GLP. Россия не могла ей соответствовать. По этой причине ВОЗ и мир не может закупать эту вакцину. Эта вакцина также не может получить нашу лицензию. Поэтому она не входит в нашу сферу интересов».

В Москве новость о позиции Анкары сразу объявили фейком. Но этого, вероятно, было недостаточно. Повестка второй половины недели стремительно заполнилось официальными заявлениями на тему нечестной конкуренции – из уст людей, представляющих, заметим, одну из самых неконкурентных политических систем мира.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Конкуренция очень жесткая, и хорошо, когда эта конкуренция ведется, собственно, честно. Да и особо конкуренции не должно быть на этом рынке. Другое дело, когда эта конкуренция политизируется, используются грязные методы по дискредитации нашей вакцины. Некоторые страны и их компании-фармацевтические гиганты, дабы воспрепятствовать вхождению нашей вакцины в различные страны, действительно, прибегают иногда к не к самым лицеприятным методам. Это хорошо известно»

Еще в более безапелляционном духе выступил генерал-майор Игорь Конашенков, официальный представитель Минобороны. Он отметил гарантии надежности российской вакцины, а затем обвинил иностранных недоброжелателей в грязных инсинуациях.

«Успешный практический опыт испытаний и сформированный иммунитет после вакцинации “Спутником-V” всех привившихся: от руководства вооруженных сил РФ до военнослужащих различных подразделений служит гарантией эффективности и безопасности созданной в России вакцины. Поэтому, даже c учетом добровольности, каких-либо отказов от вакцинации “Спутником-V” среди военнослужащих не отмечено. При этом нам детально известно, какие сегодня средства и ресурсы брошены из-за рубежа на дискредитацию в мире и в России отечественной вакцины. В социальных сетях и финансируемых на зарубежные гранты русскоязычных интернет-ресурсах готовится серия псевдоаналитических “расследований” и лжесвидетельств “очевидцев” о якобы “опасности” российской вакцины или поголовных “отказах” от вакцинирования, в том числе и в Вооруженных Силах РФ. Убеждены, что этот информационный саботаж никоим образом не ослабит высокую эффективность российских вакцин. И уж точно не усилит “целительность” зарубежных аналогов»”.

Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков / wikipedia.org

Наконец, в субботу о сравнительных характеристиках российского “Спутника-V” в интервью “Соловьев Live” высказался глава Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург. С некоторыми техническими оговорками он посулил выбравшим его препарат “защиту на протяжении двух лет минимум”, а Pfizer – “не больше 4–5 месяцев”.

Ранее Pfizer заявлял о готовности “рассмотреть возможность подачи заявки на регистрацию” в РФ, но окончательного решения о выходе на российский рынок так и не принял. При этом очевидно, что объем предзаказов на американо-немецкий препарат (вакцина разработана американцами совместно с германской BioNTech), уверенно переваливший за 1 млрд доз, а также заведомо ограниченные возможности сбыта в РФ (скажем, участие в госзакупках здесь исключается) делают такую перспективу крайне сомнительной.

Зачем в таком случае сравнивать российскую вакцину с препаратом, которого нет и, возможно, никогда не будет на местном рынке? Приблизительно затем же, зачем Министерству обороны с грациозностью танка “Армата” пытаться развеять сомнения в преимуществах российской разработки, в которую и без того было вложены беспрецедентные, по кремлевским меркам, PR-ресурсы. Чтобы подчеркнуть успех российского государства на фоне западных провалов. Чтобы нейтрализовать критику. Чтобы не потерять лицо. Но в основном, пожалуй, чтобы поддержать президента, вынужденного делать “очень хороший бизнес” в заведомо плохой для него ситуации открытого международного соперничества. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госрегулирование. “Куда, куда вы смотрите-то? Вот это вопрос!”