kremlin.ru

Пандемия не отступает. Много недель подряд в России растут цифры суточной заболеваемости, и минувшие семь дней не стали здесь исключением. За субботу зафиксировано свыше 29 тысяч инфицированных. Ежедневно собирая урожай в десятки тысяч больных, страна по-прежнему демонстрирует непропорционально низкие показатели смертности. При 2,5 млн кейсов (4-е место в мире, по данным Университета Джонса Хопкинса) COVID-19 к настоящему времени является официальной причиной смерти чуть более чем 43 тысяч россиян (10-е место в мире). Почему? Тема, которая активно обсуждалась в конце весны, к началу зимы все еще остается в фокусе общественного внимания.

В понедельник издание «Медиазона» опубликовало расчеты, сделанные на основе данных Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом Минздрава, к которым получило доступ. Из них следует, что с апреля по ноябрь в РФ от коронавируса умерли по меньшей мере вдвое больше граждан, чем сообщалось на сайте стопкоронавирус.рф: «Региональные и федеральные власти располагают оперативными данными о ежедневной смертности в коронавирусных больницах и используют их для внутренних расчетов, но половина регионов публикуют цифры, занижая их в разы или даже десятки раз».

Легко предположить, что ответили на это федеральные чиновники. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков переадресовал вопрос журналистов оперштабу, попутно упомянув о «разной методике подсчета» и заверив, что «президент, еще раз повторяю, получает абсолютно полную информацию». В том же духе на неделе выступила и вице-премьер правительства Татьяна Голикова. Она в очередной раз отвергла всякие подозрения в достоверности официальной статистики («Могу четко сказать, что мы никогда не скрывали данных по смертности») и пообещала отчет Росстата по итогам 10 месяцев, в котором «помимо общих показателей смертности мы увидим смертность от COVID». Все расхождения Голикова спокойно свела к непринципиальным техническими деталям.

kremlin.ru

Чуть более эмоционален был академик РАН Николай Дайхес, являющийся также членом Общественной палаты РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения (в июне Путин наградил его учрежденным за два дня до церемонии орденом Пирогова «за большой вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении врачебного долга»). В комментарии для издания «Взгляд» он еще раз опроверг домыслы, твердо встав на защиту системы:

«Действительно, данные достоверные, никто не собирается приукрашивать эту картину. Конечно, Татьяна Алексеевна [Голикова] по этому поводу дала исчерпывающие пояснения. Много летальных исходов связано с осложнениями, которые вызвал COVID-19 и отстроченными хроническими заболеваниями. Поэтому очень сложный вопрос, как эти смерти трактовать. Но зачем нам фальсифицировать, занижать количество смертей, что это нам даст? Вот западным коллегам занижать смертность у себя и обвинять нас действительно нужно, чтобы оправдать неспособность их хваленых систем здравоохранения справиться с этой эпидемией. Когда мы видим ужасающие картинки из Италии, из США, где заболевшие лежат в коридорах вповалку, то не приходится удивляться высокой смертности там. Кроме того, становится понятно их желание подвергнуть сомнению то, что в России все может быть по-другому и российское здравоохранение справилось с этим вызовом».

Скепсис в отношении результатов правительственного мониторинга действительно подкрепляется неослабевающей критикой из-за рубежа. Но она, заметим, не всегда касается фальсификации одних только внутрироссийских данных. Так, в Плане действий в области демократии, обнародованном на неделе Европейской комиссией, отмечается:

«Иностранные игроки и некоторые третьи страны (в частности, Россия и Китай) были вовлечены в целенаправленные операции и кампании, направленные на то, чтобы влиять и распространять дезинформацию вокруг COVID-19 в ЕС, соседних странах и мире. Когда иностранные акторы используют манипулятивную тактику, чтобы ввести в заблуждение граждан ЕС ради собственной выгоды, угроза демократии требует всеобъемлющего, коллективного ответа».

Доверие к стратегии и мотивам российской власти в разгар эпидемии подвергается все новым и новым испытаниям. И тем не менее, это не меняет планы чиновников, твердой рукой ведущих страну к коллективному иммунитету. В минувшую субботу в Москве началась бесплатная вакцинация населения «Спутником V» от Центра имени Гамалеи. Со следующей недели эстафету примут другие регионы страны. Ясно, что кампания эта будет тяжелой – большие трудности ожидаются на этапе масштабирования производства. Но центральной проблемой все же остается подтверждаемое социологами общественное недоверие к государственной вакцине, являющейся в большей степени продуктом политического давления, чем скрупулезных и прозрачных клинических испытаний, доказывающих ее эффективность и безопасность. Впрочем, если активной фазе пандемии в России и в самом деле отмерен год, как в эфире «России-1» на неделе спрогнозировал главный врач Филатовской больницы Валерий Вечорко, у Кремля еще есть время, чтобы постараться развеять сомнения граждан в достоинствах российского препарата. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госразвитие. «А потом будет вообще снижение до 0,1%»