
mos.ru
Такое обычно бывает в момент пробуждения после глубокого тревожного сна: уже осознаешь, что проснулся, но еще не понимаешь, где ты и что происходит. Обратившись в понедельник к россиянам, президент Путин сделал долгожданное объявление – нерабочий период в России больше не действует.
Коронавирус отступает? Да, но не совсем. В день президентского эфира в стране выявлено рекордное число инфицированных за все время – 11 656 человек. Позже главный санитарный врач Анна Попова, хоть и заявила об остановке роста заболеваемости, тем не менее, высказалась о необходимости в течение предстоящего лета соблюдать «те же правила, чтобы снизить риски заражения».
Хорошо, что с режимом самоизоляции? Он завершен? Тоже есть нюансы: завершается «единый период нерабочих дней для всей страны и для всех отраслей экономики», но не «борьба с эпидемией». То есть глава государства не сказал, что граждане могут возвращаться к работе, а лишь напомнил, что соответствующее решение принимают власти на местах. Если они посчитают это преждевременным, значит, рабочая неделя так и останется нерабочей, поскольку режим самоизоляции, к которому на неделе добавились масочный, масочно-перчаточный и другие подобные режимы, самостоятельно вводят и отменяют губернаторы, а не глава государства. И это последнее обстоятельство на двадцать первом году правления Владимира Путины, помешанного на централизации, персональном контроле и ручном управлении, все еще никак не укладывается в голове.
Так о чем же хотел сказать президент, кроме того, что в конечном счете ничего не решает? Какой конкретно сигнал посылал обществу? Этого теперь, к сожалению, не объяснит даже его пресс-секретарь Дмитрий Песков, поскольку, как назло, оказался инфицирован, несмотря на все предосторожности.
kremlin.ru
Тем временем работы у говорящих голов хоть отбавляй. На неделе о серьезных сомнениях в достоверности официальных данных о летальности COVID-19 в России, о которых мы ранее писали, громко заявила мировая пресса. Реальные цифры могут быть на 70% выше, чем утверждают российские власти, предположила Financial Times. Версия существенного занижения статистики нашла отражение и в публикации New York Times, к которой чуть позже присоединился Bloomberg. Альтернативные расчеты, да и просто опыт жизни в путинской России с ее суверенными методами подсчета голосований, спортивных достижений, статистических прорывов – все это активно питало скепсис внутри страны. Но теперь о разительном несоответствии данных заговорили лучшие международные издания – причем, как в случае с New York Times, вооружившись мнением российских же экспертов.
Американская газета, например, цитирует независимого московского демографа Алексея Ракшу, полагающего, что в стране не регистрируется 70%-80% смертей, связанных с коронавирусом, а также Татьяну Михайлову, старшего научного сотрудника государственного РАНХиГС.
«Смертность в Москве, по-видимому, значительно превышает средние показатели за последние десять лет, – отметила Михайлова в интервью New York Times. – Ясно одно: число жертв Covid-19, возможно, почти в три раза превышает официальные данные».
Чем на это ответило российское государство? Уж точно не идеей провести научный симпозиум. Или хотя бы предложением взять интервью у одного из действующих лиц противоэпидемической кампании, готового связно объяснить аномальное расхождение российской статистики с мировым опытом. Нет-нет-нет. И дело даже не в том, что убеждать в чем-либо тенденциозные западные СМИ после бесконечных инвектив, дискредитирующих власть, ниже достоинства режима. У Кремля нет и не может быть иллюзий относительно доверия к своей информации со стороны западных демократий, в лучшем случае ожидающих от России очередной «загадки, упакованной в тайну, спрятанную в непостижимость». Поэтому власть ответила скептикам без всякой претензии на оригинальность. А именно:
отрицанием…
Вице-премьер Татьяна Голикова: «Мне очень приятно, что Financial Times смотрит наши встречи с президентом страны, слушает, что мы обсуждаем, но я еще раз хочу подчеркнуть, что те данные, которые я вчера приводила на встрече с президентом относительно того, что уровень летальности в РФ в 7,6 раза ниже, чем в мире в целом, они таковы. И мы никогда не манипулировали официальной статистикой».
(в развитии той же темы через несколько дней после предыдущего высказывания)
«Не надо даже думать, что наши врачи пытаются каким-то образом скрыть COVID. Это совсем не про наших врачей – я могу это точно сказать. Не хочу приводить этот аргумент, потому что он может прозвучать некорректно, но тем не менее мы оплачиваем лечение коронавируса за счет средств ОМС. Мы с самого начала, когда это началось, пересмотрели тарифы, и каждый субъект РФ установил тариф на оказание этой медпомощи. Тариф по лечению COVID больше, чем даже для сердечно-сосудистых заболеваний. С экономической точки зрения любая больница должна быть заинтересована в том, чтобы поставить больше ковидов».
…угрозами…
Первый замглавы фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев: «Бездоказательное продолжение распространения таких фейковых новостей может нарваться на реакцию с нашей стороны, когда просто мы предпримем определенные организационные меры в том случае, если эта информация не будет опровергнута» (Комиссия Госдумы по расследованию фактов вмешательства в дела России обратилась в МИД РФ с просьбой принять меры к журналистам FT и NYT – вплоть до лишения их аккредитации; МИД официально потребовал опровержения; в свою очередь, к поиску дезинформации в материалах изданий приступил Роскомнадзор).
…и лошадиной дозой пропаганды.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «То, что дан старт дезинформационной кампании в отношении России в контексте пандемии, все уже поняли».
***
Главный редактор МИА «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян: «Массовой медицины, [которая] у нас с советских времен, слава богу, осталась, ее просто нет [в США]. У нас совсем другой подход. Мы говорим: “Обращайтесь к врачам, сразу вызывайте скорую”.
Мы должны привыкнуть к мысли, что не просто не хуже, чем [на Западе], живем во многих аспектах, в том, что касается социального государства, а значительно лучше. И ровно этим объясняются наши цифры».
***
Руководитель Информационного центра оперативного штаба по мониторингу ситуации с коронавирусом, врач и телеведущий Александр Мясников: «У нас абсолютное русское чудо. У нас смертность в десятки раз меньше. У нас сегодня на миллион человек умирает пять. Раньше было три, сейчас пять, дойдем до шести. Шесть человек умирает на миллион. Но это не столько, сколько умирает во Франции, в Италии или в Америке. И чем иронизировать и кричать, что мы все подделали, надо подумать почему. Потому что это поможет всему миру. Если мы сейчас на третьем или четвертом месте в мире по инфицируемости (точнее, на втором месте после США, по данным Университета Джонса Хопкинса. – Republic)… Ок, мы инфицированы. А почему мы не умираем? Почему у нас тяжелых нету? Мы ведь ничего не делаем в больницах из того, что не делают американцы, французы и итальянцы. Лекарства одни и те же. Подходы одни и те же. Давайте подумаем, почему русское чудо. Оно ведь не только русское. Оно советское чудо. Это Белоруссия, Казахстан, Украина, Киргизия. Это даже Прибалтика, понимаете? Это все постсоветское пространство. Что такое?»
drmyasnikov.ru
Но не будем об Украине, Казахстане, Беларуси и странах Балтии. Россия – это отдельная цивилизация, и «если мы хотим сохранить эту цивилизацию, то должны делать упор на высокие технологии и на будущее их развитие», заявил Путин в воскресном эфире программы «Москва. Кремль. Путин» на канале «Россия 1». Глава государства говорил об уникальной российской медицине, генетике, инженерной школе, а чтобы не показаться голословным, привел в пример разрабатываемые в стране высокотехнологичные виды вооружений: «Как это мы могли бы сделать, если бы не было ни фундаментальной науки, ни научных школ, ни инженерных кадров?»
В целом Путин производил впечатление здорового политика, искренне убежденного в достижимости целей научно-технического прогресса – ни от кого не изолированного, включая корреспондента, и ничуть не омраченного ходом российской пандемии, которую даже не упомянул. Между тем все, что нужно знать о последнем интервью национального лидера государственному телевидению, так это то, что дал он его сразу после заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, состоявшегося… 18 сентября 2019 года. Торопились, вероятно, побыстрее пустить в эфир, отвлеклись, забыли, а тут внезапно вспомнили – не пропадать же ценному материалу. В свежих Хрониках госкапитализма:
Уважаемая редакция,
С интересом прочитал название статьи "Ок, мы инфицированы. А почему не умираем?" Е. Красюка, где поставлен верный вопрос. Однако с разочарованием дочитал ее, так и не получив ответа. Этот ответ однако был дан в упомянутой статье из Financial Times где приведен график смертей при торфяных пожарах 2010 года, когда умерло столько же народу как при нынешней эпидемии в Англии. То есть люди со слабым здоровьем в России имели массу возможностей умереть и до нынешней пандемии. Тогда как в Европе пандемия выкосила тех, кому отличная медицина и здоровый образ жизни сохраняли до сих пор жизнь.
Сейчас много пишут о сокрытии смертей, и это правда конечно. Однако нужно иметь в виду, что эпидемия подчиняется экспоненциальной статистике где характерные величины могут меняться в десятки раз и никакие добавочные 70% картины не изменят. "Русское чудо" низкой смертности несомненно существует, но это не специфически русский феномен. Таково например "Индийское чудо" где количество смертей такое же, и лишь подтвержденных случаев меньше, так индийская система здравоохранения послабее будет.
В заключение хотелось бы заметить, что обидно читать за свои деньги беззубые обзоры.
Наконец-то нам объяснили почему в России низкая смертность - оказывается у россиян "популяционный иммунитет... гораздо выше...". Ну, слава богу, а то некоторые подумали, что официальная статистика врет.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/18/05/2020/5ec2d2e59a7947aba3115fc4?from=from_main
Откуда все эти Гамалеи и иже с ними берутся?
Когда Голикова утверждает, что «они» никогда не манипулировали статистикой, она говорит правду. «Они» не манипулировали. Потому что статистика смертности уже поступает к ним в искаженном виде, она фальсифицируется на уровне медучреждений, и ее незачем править.
И другой поток данных, об инфицированных, тоже не правят. И опять Голикова режет правду-матку, когда говорит про заинтересованность больниц в выставление диагноза коронавирусной инфекции. Соединение этих двух потоков данных — нарисованной смертности и относительно точных данных тестирований — и создает специфический образ эпидемии в России.
Тяжело ворам, чего уж там.
А в нынешней ситуации, близкой по потерям к военной, они же просто - мародёры. Статистику они не учили, соответственно, такого удара ножом в спину не ожидали, вот и истерика случилась. Как в старом армейском анекдоте:
Командир роты спрашивает прапорщика, проводил ли он занятия с солдатами? Да, говорит, проводил, сегодня - по астрономии.
Командир: -А вопросы бойцы задавали?
Прапорщик: - Да, задал вопрос один умник, типа, Земля вращается вокруг Луны или Луна вокруг Земли?".
Командир: - И что вы ответили?
Прапорщик: - Ну, поскольку я не очень разбираюсь, то дал уклончивый ответ...
Командир: - А всё-таки?
Прапорщик: - Я его на хрен послал!
Муж прочитал анекдот и вспомнил, как подполковник на военной кафедре вел занятие по ОВ: "Иприт замерзает при температуре -293°C". Студенты (почти инженеры) хором: "Тов.подполковник, не может быть температуры ниже абсолютного нуля". Подполковник: "Мы вам такие вещи рассказываем, о которых наука не подозревает". Прошло 45 лет, а мы опять превзошли весь мир во всех научных достижениях и технологиях в отдельно взятой уникальной цивилизации.
100% :))))
А вот интересно, загорелся ли в мире хоть один аппарат ИВЛ, за исключением российских?
В следующий раз проверьте в гугле и сразу сообщите всем нам результат своего любознания, а то еще подумает кое-кто что вы троль.
Истерика вокруг сомнений в нашей статистике смертности от коронавируса говорит об утрате вменяемости. На самом деле методики определения причины смертности расходится и вопрос, как считать, это не проблема МИД, а мед. статистиков. Статистики при обсуждении проблемы озвучили наиболее достоверный подход к оценке смертности: наиболее точно о ней по причине пандемии даст показатель отклонения фактического числа всех умерших в период пандемии от среднего числа умерших за тот же месяц в предыдущие годы. Именно так считали смертность и в "Financial Times" и полученная ими цифра для нас вполне приемлема, поскольку даже более высокая смертность по сравнению с объявленной, оказывается ниже, чем за границей. Этот подход, кстати, отразит и рост смертей из-за того, что люди не смогли получить своевременную помощь по обычным заболеваниям из-за закрытия больниц и отвлечения врачей на борьбу с эпидемией. О проблеме оказания обычной медпомощи у нас высказался и Мишустин еще до того, как заболел.
Ну, а то, что на товарах, массового спроса (маски, перчатки, аппараты ИВЛ и прочее) будут делать деньги, так это естественно. Но вопрос в том, насколько честно. У нас принято подыгрывать "своим". Коронавирус не повод отказа от вредных привычек.
"поскольку даже более высокая смертность по сравнению с объявленной, оказывается ниже, чем за границей"
Небольшая поправка - окончательные выводы можно будет делать только после окончания эпидемии. Смертность запаздывает как минимум на 2-4 недели от госпитализации. Так что в процессе можно только прогнозы разного уровня достоверности строить.
А в остальном возражений нет. Всё по делу.
Да, итоги можно будет подводить после окончания. Но, к сожалению, вранье начинается на стадии первичного учета. По этой причине, боюсь, у нас будут проблемы. Беда в том, что для научного анализа нужна точность, придется нашим специалистам пользоваться зарубежными источниками.
Согласен про утрату вменяемости. Так-то их понять можно. Много лет не было никаких массово актуальных показателей, по которым можно было сравнить Россию с другими странами. Поэтому можно было рассказывать что угодно про продолжительность жизни, размер пособий и так далее - мало людей в Америке интересуются средней зарплатой в России. А тут весь западный мир узнаёт, что в России "чудо", а у них худо. Возникает логичный вопрос - "Как же так?". А логичного ответа нет... Приходится истерить.
Я Вас (и их кстати) наверное удивлю. Это конечно большие, уважаемые газеты... Но в целом в Америке люди интересующихся эпидемией в России примерно те же, что и размерами пособий и средней зарплатой. Т.е. мало их... Поэтому, на мой взгляд, эта реакция с нормальной точки зрения необъяснимо неадекватна и очень легко всякие мысли навевает...
Спасибо. Всё по делу написано.