Таллин. Фото: Ints Kalnins / Reuters

Таллин. Фото: Ints Kalnins / Reuters

Отвергнутые ультиматумы, ревизия истории, требования по репарациям, энергетическая дезинтеграция – содержание российско-прибалтийского диалога вгоняет в депрессию. Отношения между Россией и Прибалтикой никогда не были особенно теплыми. Но события последних лет, несомненно, ускорили их деградацию, и теперь мы не имеем даже видимости добрососедства.

В этом смысле широко процитированный официальными СМИ рассказ бывшего французского посла в Москве Клода Бланшмезона о том, как экономическому сближению России с ЕС 2000-х помешали интриги стран Балтии, только закрепляет за ними образ глубоко недружественных государств, в своей враждебности бездумно отвергающих перспективу общего рынка с огромным и влиятельным соседом. И такая версия событий, надо полагать, совпадает с видением Кремля, оправдывает худшие его подозрения.

Эстонию, Латвию и Литву – страны без геополитического веса, природных богатств и с совокупным населением, какое легко вместят несколько округов Москвы, – в России принято воспринимать с великодержавной снисходительностью, игнорировать, если не отрицать любые их достижения. И в первую очередь в экономике и социальной политике. Однако всегда полезно взглянуть на ситуацию непредвзято. Много ли потеряла Прибалтика, решительно порвав с Москвой, и каковы ее успехи на фоне российской статистики?