kremlin.ru

Россия на неделе продемонстрировала очередные рекордные показатели заболеваемости. К выходным в стране было зафиксировано свыше 22 тысяч случаев коронавируса за сутки. С учетом динамики, почти неуклонно ухудшающейся с начала сентября, заявления официальных лиц о спасительной вакцине также вышли на новый, более ритмичный уровень.

Понедельник / эксперт Минздрава Оксана Драпкина (в связи с заявлением американской Pfizer и немецкой BioNTech об успешных испытаниях и 90%-ой эффективности разработанной ими вакцины): «По поручению Минздрава России мы проводим контроль эффективности вакцины “Спутник V” у граждан, прошедших вакцинацию в рамках гражданского оборота. По нашим наблюдениям, она также составляет более 90%».

Вторник / президент Владимир Путин (в ответ на ремарку премьер-министра Пакистана Имрана Хана на саммите ШОС: «Да, мы знаем об успехах в разработке вакцины, однако еще не понятно, когда эта вакцина станет доступна всем»): «Вы сказали, что непонятно, когда вакцина станет всем доступна. Уважаемый коллега, господин премьер-министр, нам понятно. В России есть уже две зарегистрированные вакцины. И причем исследования показали, уже показали и подтвердили, что, во-первых, эти вакцины безопасны, нет никаких серьезных последствий после их применения и, во-вторых, они все эффективны. Две зарегистрированы, скоро будет зарегистрирована третья (разработанная в Центре им. Чумакова. – Republic)»

Среда / вице-премьер Татьяна Голикова (в ходе общения с депутатами Госдумы и в подтверждение ранее сделанных заявлений об ускорении процесса выпуска российских препаратов): «Что касается вакцины новосибирского “Вектора”, то мы предполагаем, что с 15 ноября этого года начнутся пострегистрационные исследования и параллельно работа по введению вакцины в гражданский оборот».

Четверг / зампред Совбеза Дмитрий Медведев (в связи с необходимостью что-нибудь сказать на совещании «О мерах по развитию производства и внедрения вакцин против новой коронавирусной инфекции») «В середине октября была зарегистрирована вторая наша вакцина “ЭпиВакКорона”. Ее появление также расширяет возможности вакцинации людей, у нее есть тоже свои достоинства. Самое главное, что она есть и идет подготовка пострегистрационных исследований вакцины в российских регионах. Надеюсь, что уже в 2021 году она также станет доступной для граждан».

Пятница / пресс-секретарь президента Дмитрий Песков (в связи с вопросом в рамках интервью RT): «Производство уже сейчас начинается. Это вопрос дней и недель. А объемы производства – это уже другой вопрос. Мощности, конечно, будут наращиваться […] за счет внутреннего потенциала. За последние 15 лет наша фарма проделала значительный путь в своем развитии. Это уже достаточно конкурентоспособная отрасль. И конечно, они могут принимать такие экстренные меры для скачкообразного наращивания производства тех или иных препаратов».

Суббота / глава Минздрава Михаил Мурашко (на фоне заражения коронавирусом медиков в Алтайском крае, которые в числе первых поставили прививки от COVID-19 вакциной «Спутник V», и одного подобного случая в Кемеровской области): «Все зависит не только от самой вакцины, но и от самого пациента, насколько его иммунная система реагирует на введенный препарат. Во многих странах оценивается эффективность и возможность использования на уровне более 50%. Те вакцины, которые сегодня в РФ зарегистрированы, они обеспечивают достаточный уровень защиты. Но нужно помнить, что все-таки разный иммунитет и особенности, в том числе каких-то заболеваний, с которыми живет человек».

Легко предположить, что подобные обнадеживающие заявления властей будут звучать и дальше. Другое дело, что само по себе это еще не гарантирует встречного энтузиазма потенциальных потребителей. Известно, что особые надежды Владимир Путин питает в отношении международного рынка. Он уже неоднократно объявлял экспорт российских разработок «хорошим бизнесом», а миллиардеров из клуба РСПП, с которыми общался в октябре, призвал «пошире включаться в работу». Более того, Кремлем уже подсчитан гипотетический объем продаж российских препаратов за границей – до $100 млрд в год.

При всякой возможности, как это, в частности, происходило на последнем саммите ШОС, глава государства рассказывает готовой его слушать аудитории о «десятках стран, которые уже выразили желание наладить кооперацию по поставкам и по совместному производству этих препаратов». В сентябре Путин, выступая на Генассамблее организации, даже предложил сделать ее сотрудникам бесплатную прививку вакциной «Спутник V». На неделе глава постпредства РФ Василий Небензя в беседе с РИА «Новости» так описал реакцию на щедрое предложение российского президента:

«За мной ходят коллеги, послы, которые спрашивают: “Где вакцина, когда ты нас вакцинируешь?”. [Вакцинация] – дело добровольное. Мы же ни за кем здесь со шприцем бегать не будем, втыкать на ходу в предплечье. Предложение было сделано. Мы, очевидно, опережаем другие страны даже по внедрению этой вакцины. Мы первые. Но это не шоколад и не продукты питания, это особый товар, особая категория, которая требует глубокой и тщательной проработки. [Что-либо конкретное о сроках передачи ООН российской вакцины] трудно сказать. Работаем над этим».

Но невзирая на все усилия, восприятие российских вакцин за рубежом все еще остается крайне неоднозначным. Сразу после августовской регистрации «Спутник V» США посчитали препарат настолько сырым, что «тот даже не вызвал интереса». И к ноябрю это мнение, похоже, лишь укрепилось. Обращает на себя внимание контраст в реакции рынков на новости об успехах российской и американо-немецкой вакцин: гробовое молчание в первом случае и бурный рост индексов во втором. Характерно, что едва ли не первое публичное заявление в качестве вице-премьера Александр Новак, на неделе освобожденный от должности министра энергетики, посвятил именно этой долгожданной перемене в настроениях инвесторов:

«Мы оптимистично смотрим, потому что даже недавняя информация о том, что появилась новая вакцина в мире, помимо российской, значительно повлияла, мы видели рост цены на нефть за сутки почти 10%».

Европа также не готова закупать российские препараты, доказательства безопасности и эффективности которой не кажутся ЕС убедительными. Две недели назад представитель Еврокомиссии Эрик Мамер категорично заявил, что Россия и Китай «никогда не будут являться частью стратегии вакцинации ЕС». Единственное исключение – Венгрия. Согласно заявлениям Минпромторга РФ, поставки «Спутник V» в эту страну должны начаться уже на следующей неделе. До сих пор, правда, не вполне ясна позиция правительства Виктора Орбана в свете потенциального конфликта с Еврокомиссией, пригрозившей государству дисциплинарными мерами в случае «сепаратной» закупки несертифицированной в Евросоюзе иностранной вакцины. На неделе министр иностранных дел и торговли Венгрии Петер Сийярто заявил, что изучаются различные препараты против COVID-19 и, кроме России, страна также ведет переговоры c Израилем и Китаем, где ранее обещали завершить клинические испытания собственной вакцины к Новому году.

Остальной мир? С тех пор как в сентябре Кирилл Дмитриев, близкий к Кремлю гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (ведущий инвестор «Спутник V»), заявил, что РФ получила запрос на 1 млрд доз препарата от государств Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии, новостей на этом направлении было мало. «Мы работаем с 50 странами», – отметил тогда Дмитриев. При этом на состоявшейся месяц спустя презентации для чиновников ЮАР говорилось только о 25 государствах, «проявивших интерес к применению вакцины».

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев/ kremlin.ru

Производить «Спутник V» годовым объемом 150 млн доз на своих мощностях готовится южнокорейская компания GL Rapha, но не для внутреннего использования, а только на экспорт. Если не считать стран постсоветского пространства, интерес к препарату ранее выражали Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Бразилия, а также Мексика, на минувших выходных ставшая одиннадцатым государством, перешагнувшим рубеж в 1 млн заразившихся. Дальше остальных в работе с российской вакциной продвинулись правительства Индии, Объединенных Арабских Эмиратов и в первую очередь Венесуэлы, где в начале октября поставку 2 тысяч доз «Спутника V» для местных добровольцев, участвующих в третьей фазе испытаний, объявили «историческим моментом». «Боливарианское правительство гарантировало венесуэльскому народу 10 млн [российских] вакцин», – пообещал президент страны Николас Мадуро во время воскресного выступления по государственному телевидению. В то же время окончательное решение о вакцинации, намеченной на апрель следующего года, будет зависеть от результатов тестов и одобрения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). А там пока не хотят форсировать события.

«ВОЗ связалась с Научно-исследовательским институтом эпидемиологии и микробиологии Гамалеи, который выразил заинтересованность в подаче заявки на включение “Спутника V” в список вакцин, рекомендуемых ВОЗ для использования в чрезвычайных ситуациях, и мы с нетерпением ждем получения данных по вакцине-кандидату “Спутник V”. Если будет установлено, что продукт, поданный на оценку, соответствует критериям для включения в список, ВОЗ открыто опубликует результаты», – такой ответ организации получило агенство РИА «Новости».

Что касается отношения к российской вакцине со стороны самих россиян, то за последние месяцы оно также не претерпело больших изменений. Вслед за августовским опросом медиков, проведенным сервисом «Справочник врача», сентябрьским исследованием ВШЭ и октябрьским онлайн-опросом от партии «Единая Россия», последний, ноябрьский, срез настроений от сервиса Superjob демонстрирует преобладающее нежелание граждан участвовать в предстоящей прививочной кампании. Многие испытывают инстинктивные сомнения в отечественных препаратах, разработанных под давлением и зарегистрированных в необычайной спешке. Это лишний раз подтверждает последнее исследование «Левада-центра», согласно которому число людей, согласных пройти вакцинацию от коронавируса, сегодня даже меньше, чем было в августе.

«Люди говорят, что рано, вакцина не готова, не испытана, говорят, что лучше на бюджетниках испытать, на военных, еще на ком-то. То есть основные переживания из-за скорости изобретения», – отмечает замдиректора «Левада-центра» Денис Волков в беседе с «Открытыми медиа».

Но большинство, полагаю, в конечном счете просто не готово поверить в чистоту мотивов чиновников. Как и в искренность заверений Кремля, что забота о здоровье собственных граждан является в России наивысшим приоритетом государственной власти. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госсвязь. «Большая часть нашей европейской территории не будет покрыта 5G»