kremlin.ru

Минувшая неделя прошла без глобальных потрясений. Ее события по большей части вытекали из повестки, оформившейся еще в августе. Берлинским врачам, к счастью, удалось вывести Алексея Навального из комы. Сообщалось, что политик пришел в сознание и реагирует на окружающих. В позиционных боях, которые РФ ведет с Западом вокруг версии об отравлении и дискуссии о возможной ответственность за совершенное преступление, больших перемен не произошло. Российские власти продолжали решительно отрицать выводы европейской экспертизы, а ЕС безуспешно пытался нащупать новые рычаги давления на Москву. Жизнеспособность инициатив, выдвигаемых в ходе этого процесса, как и прежде, вызывала сомнения – причем у самих же европейских элит:

Норберт Рёттген, депутат бундестага от партии христианских демократов и активный сторонник остановки «Северного потока-2»: «Мы должны ответить на том языке, который понимает Путин: это природный газ и его продажа».

Член фракции «левых» в Европарламенте по отношениям с Россией Хельмут Шольц: «Мы уже и так находимся в санкционном механизме. Что еще можно усилить?»

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий: «В наших общих интересах прекратить постройку “Северного потока-2”. Убийство политических оппонентов – это практика наихудших диктатур. Вести бизнес с такой страной, а Германия пытается завершить “Северный поток–2” вместе с Россией, – огромная ошибка».

Глава комитета бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст: «Я считают остановку “Северного потока-2” ошибкой. Потому что это не проект Путина. Это проект, в котором участвует в том числе очень много европейских компаний и который призван обеспечить безопасность газоснабжения “Европы”.

Премьер-министр Дании Метте Фредриксен: “Я на протяжении всего времени была против “Северного потока-2”. Я не думаю, что мы должны становиться зависимыми от российского газа. Было бы хорошо, если бы мы могли начать новое обсуждение по этому вопросу”.

В Белоруссии тем временем продолжались массовые акции протеста, которые все так же жестоко подавлялись властями – в воскресенье в центре Минска митингующие начали возводить баррикады, а на улицах Бреста для разгона людей был задействован водомет. При этом главной интригой недели оставалось содержание сочинских переговоров Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, намеченных на сегодня – день старта белорусско-российских учений “Славянское братство”, которое Минобороны объявило контртеррористическими. Как отмечают собеседники Bloomberg в статье, опубликованной накануне, российское руководство впечатлил масштаб протестов в Белоруссии, но в победу оппозиции Путин все равно не верит.

Не дожидаясь итогов общения политиков S&P решило пересмотреть прогноз суверенного кредитного рейтинга республики со “стабильного” на “негативный”. Аналитики агентства таким образом выразили опасения, что в своем плачевном состоянии белорусская экономика не имеет простого выхода из текущего острейшего кризиса – даже в условиях предполагаемой финансовой поддержки со стороны Кремля:

“Негативный прогноз отражает растущие риски для финансовой стабильности национальной банковской системы, которая преимущественно контролируется государством, из-за конвертации сбережений граждан в иностранную валюту и частичного снятия депозитов, которые ускорились в течение августа после спорных президентских выборов”.

kremlin.ru

Тема возможного дефолта – с учетом республиканского долга, номинированного в основном в иностранной валюте, и графика платежей, в рамках которого Минск должен расплатиться до конца года по облигациям на $2,5 млрд (что, к слову, составляет около трети белорусских резервов) – вовсю звучала уже в середине августа. Протестные настроения, международное давление, кризис легитимности власти сейчас таковы, что обычных для Лукашенко мер – вроде новых займов у Москвы, новых запретов свободной продажи валюты, драконовских налогов на ее покупку или чего-нибудь еще в том же духе – на сей раз может оказаться недостаточно, чтобы придать государственным финансам хотя бы видимость устойчивости.

В самой России неделя была отмечена подготовкой к единому дню голосования, который выпал на минувшее воскресенье. На этом фоне федеральная власть решила вслух помечтать о государстве всеобщего благосостояния – старательно делая вид, что размышляет о движении в этом направлении, лелеет соответствующие планы и готовится однажды приступить к их реализации.

Активно выходящий из политической тени Дмитрий Медведев в качестве лидера “Единой России” призвал коллег по партии подумать об идее введения в РФ базового дохода. И хотя, как затем пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, ничего подобного Кремль не обсуждает, а обсуждает, например, адресную поддержку армии российских безработных – все выглядело так, словно государство и в самом деле увлечено дискуссией о гуманных социальных экспериментах. Важность усилий по установлению некоего размера базового дохода для людей, не имеющих работу, подчеркивал глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Одновременно глава госбанка ВТБ Андрей Костин, причем уже не в первый раз, предложил ввести вычет НДФЛ или полную компенсацию налога для бедных работающих граждан, одно существование которых в стране единороссы в прошлом объявляли аномалией рынка труда:

“Это меры стимулирования экономики, которые вывели бы нас на 3–4% роста ВВП в год, потому что эти [текущие] темпы роста не могут нас устраивать сегодня”.

Минувшая неделя в этом смысле вообще выдалась урожайной на новости от строителей светлого будущего. Так, стало известно, что в недрах Минтранса буквально кипит работа по организации бесплатного проезда в общественном транспорте по всей стране к 2035 году – путем одновременного перевода на платную основу большинства дорог для частных автовладельцев, в том числе в крупных городах. Мысль любопытная. И все же изменения на горизонте пяти или десяти лет, а в данном случае всех пятнадцати, предложенных обществу, привыкшему жить сегодняшним днем, выглядят не слишком серьезно. Действительность в любой момент готова посрамить даже краткосрочные расчеты. Наглядное тому доказательство – 2020 год. В свежих Хрониках госкапитализма:

Гостехнологии. “Это был достаточно искусственный проект”