Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов / admlip.ru

Худшее позади. Так, по словам российских властей, обстоит ситуация с пандемией на начало лета. Хотя даже по официальным данным оперативного штаба, в России продолжает умирать рекордное для страны количество больных – 232 только за четверг, что составляет 20% статистики за весь предшествующий апрель. А по состоянию на воскресенье, общее количество зараженных в РФ превышает 405 тысяч. Однако это ничего не меняет.

«Пик у нас уже, по мнению специалистов, считается пройденным», – заметил на неделе президент Владимир Путин. «Москва была где-то на грани, но этот страшный пик миновал», – уверен столичный мэр Сергей Собянин. «Есть тенденция к замедлению», – отметил, в свою очередь, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. «[COVID-19] выдохся: поел вирус, насосался нашей крови и отвалился», – утверждает телеведущий Владимир Мясников, руководящий Информационным центром по мониторингу ситуации с коронавирусом.

При этом становится все сложнее контролировать утечки и несоответствия в данных на фоне непрерывных разоблачений и подозрений в манипуляциях.

Так, благодаря телеграм-каналу «ЛИПрозорий» и депутату липецкого заксобрания Олегу Хомутинникову на неделе в распоряжении СМИ оказалась аудиозапись разговора губернатора Липецкой области Игоря Артамонова с подчиненными. Характерный фрагмент:

Губернатор: Что это такое? Если у вас там за 100 с лишним, а… 70? В чем проблема-то? Поменяйте. Зачем нам под критику-то попадать? Ну, вы не понимаете, что момент обострения наступил, что кому-то надо голову оторвать? <…> Ну что же мы сами себе создаем проблемы… Александр Иванович, ну прекрати. Что же вы такие неподатливые? Что, сложно поменять данные, которые соответствуют фактам?

Вице-губернатор Александр Ильин: К сожалению, сложно.

Губернатор: В чем проблема?

Вице-губернатор: В ИЦК (Информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом. – Republic). Сейчас будем прозванивать, доказывать.

Губернатор: Что доказывать? Вводишь на клавиатуре циферку – и все!

Вице-губернатор: Нет, это не в один клик. Это сложно.

Губернатор: Тренируйтесь!

Подлинность записи подтвердил сам глава региона, хотя настаивает, что речь шла о статистике тестов, а не кейсов. Насколько эта версия похожа на правду, судите сами. Точная дата совещания неизвестна. Однако в день публикации записи, 25 мая, в Липецкой области официально было выявлено 63 новых случаев заболевания. Далее число немного возросло и в последние дни держится в пределах 70–72 – и оно, что логично, в десятки раз уступает суточному объему тестирования жителей области. Ранее демограф Алексей Ракша – один из экспертов, чье мнение приведено в нашумевшей статье New York Times, в также упомянутый в расследовании Meduza на ту же тему – включил Липецкую область в число территорий, где искажается статистика смертности от COVID-19.

Тем временем в Дагестане, где глава местного Минздрава в онлайн-интервью журналисту Руслану Курбанову фактически признал занижение данных о смертности в регионе, на неделе объявили о прорыве в борьбе с пандемией. По словам руководителя республиканского отделения Роспотребнадзора Николая Павлова, скорость прироста заболеваемости коронавирусом снизилась более чем в 8 раз (с 24% до 2,8%).

В апреле в Санкт-Петербурге пять дней подряд, по данным властей, от СOVID-19 ежесуточно умирали ровно по три человека, а в мае в Свердловский области семь дней подряд – по два. Ни больше ни меньше. В начале месяца губернатор Евгений Куйвашев в интервью екатеринбургскому порталу e1.ru отмечал: «Что касается статистики смертей, то не хотелось бы сглазить, здесь мы точно не рвемся на лидерские позиции по стране». До 5 мая официально была зафиксирована лишь одна смерть от коронавируса – и это в регионе, который сегодня входит в первую пятерку по количеству кейсов в стране, замыкающей, в свою очередь, топ-3 самых инфицированных государств мира.

На еще один пример регионального творчества на неделе обратил внимание ФБК Алексея Навального: в Калмыкии динамика прироста зараженных, начиная с середины апреля, необъяснимым образом падает до нуля или символических значений строго по вторникам: 21.04 / 05.05 / 12.05 / 19.05 / 26.05 (особняком стоит лишь 28.04, но даже выявленные в этот вторник девять заболевших в разы уступают показателям других дней недели). Совпадение? «Динамика у нас улучшается, но расслабляться пока рано», – написал глава республики и чемпион мира по кикбоксингу Бату Хасиков в Instagram.

vk.com/batu80

Сооснователь исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников на неделе также поделился в соцсетях анализом региональной статистики. Он заметил, что с 30 апреля до 24 мая включительно, официальное количество выявленных больных за сутки четырежды заканчивалось на 99, что «в 16 раз выше матожидания (которое тут считается просто – 99 на конце в среднем должно выпадать один раз из 100)». Более того, «за последние 35 дней ни разу количество новых выявленных больных не заканчивалось на пятерку (вероятность такого случайного невезения – 2,5%) и только один раз заканчивалось на ноль, притом сразу на два нуля». Почему так? Опять же: либо это просто случайность (тем более что некоторые сочли логику Овчинникова в оценке вероятности скорее интуитивной, нежели строго математической), либо результат рисования цифр.

«Выбирая между двумя этими версиями, – пишет Овчинников, – стоит учитывать, что фальсификацию статистики по выявленным больным на региональном уровне и раньше можно было считать доказанной. Например, 12 дней подряд по 96–99 выявленных в Краснодарском крае, совпадение сразу 8 регионов в один день на уровне 97–98 выявленных и т.д.»

Нет сомнений, что недоверчивый ропот вокруг подобных цифр не просто достиг обитателей высоких кабинетов, но и начал действовать тем на нервы. Ведь уже почти три недели они как могут объясняют журналистам (причем государственных же СМИ, вынужденных об этом спрашивать), что все аномалии региональной и национальной статистики – не более чем доказательство эффективной работы органов государственной власти и российской системы здравоохранения, вобравшей в себя лучшие качества советской. Но главное, искажение данных тут попросту невозможно – таков исчерпывающий комментарий, который в эфире телеканала «Россия 24» дал Сергей Собянин:

«Невозможно каким-то образом искоренить или сказать, что меньше умерло и так далее. Это полный абсурд, мы сами публикуем впереди всех, впереди паровоза – сколько умерло в этом месяце. И любой человек может сравнить с 2019 годом, с 2018-м. Цифры открытые. И скрыть их, на мой взгляд, еще в нашей стране с нашей открытостью, с открытыми данными правительства Москвы, открытыми данными Росстата – просто невозможно. Поэтому мы как не скрывали, так и ничего не собираемся скрывать».

mos.ru

Не менее убедительным столичный мэр показал себя и в ходе последнего общения с Путиным, объясняя, почему жителям Москвы – города, особенно ярко продемонстрировавшего слаженную работу местных властей с медработниками – приходится участвовать в весьма странных экспериментах вроде поочередных гуляний домами и занятий спортом в защитных масках.

Диалог вдохновил «не занимавшего никаких постов» комика Максима Галкина на удачную пародию. Но сам глумливый дух этого сатирического произведения, выложенного в Instagram и изобразившего уважаемых руководителей России и Москвы сумасбродными бюрократами с садистскими наклонностями, очевидно, не произвел большого впечатления на государственных кураторов СМИ. Новости о зарисовке артиста под названием «Счастливое время строгого режима прогулок», разбавившие унылую ковидную повестку, уже через несколько часов после выхода исчезли с сайтов прокремлевских медиа. Пандемия – дело серьезное. Не до шуток. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госсезон. «Искусственно сдерживать зарубежные поездки наших граждан не будем»