Глава РФПИ Кирилл Дмитриев и мэр Москвы Сергей Собянин

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев и мэр Москвы Сергей Собянин

mos.ru

Первые две недели 2021 года оказались одними из тяжелейших с начала пандемии. О выходе планеты на очередной пик заболеваемости СOVID-19 заявил директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям Майкл Райан, призвавший готовиться к худшему:

«Мы вступаем во второй год пандемии, и он может оказаться даже более трудным, учитывая динамику распространения вируса».

В России на этот счет мы видим принципиально иные настроения. Так, оптимизм отчетливо звучит в словах главы правительства Михаила Мишустина, обращенных к участникам проходившего на неделе Гайдаровского форума (подробнее о мероприятии читайте ниже):

«Началась масштабная вакцинация, которая должна создать полноценную защиту от этой болезни, и по мере формирования общего иммунитета в прошлое начнут уходить опасения, которые сдерживали экономическое развитие и торговлю».

Почти одновременно с премьером эфире на телеканале «Россия 24» о лучшем будущем решил поговорить мэр Москвы Сергей Собянин, предыдущие предсказания которого о поведении вируса, прямо скажем, не отличались точностью.

«Мой прогноз был – это май месяц. Я уверен, что само снижение заболеваемости пойдет раньше, возможно, в конце января – феврале увидим уже более стабильную динамику и снижение. Но чтобы уже как-то совсем себя уверенно чувствовать, я думаю, что это май».

При этом «вполне очень хорошие, отличные» темпы вакцинации в РФ явно уступают скорости, с какой вакцина «Спутник V» полгода назад выводилась на рынок. Прежде всего, стоит отметить, что статистика привитых в стране оказалась окутана не меньшим туманом, чем ранее заболеваемости и смертности. Власти и тут не изменяют себе. Источник обнародованных Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) данных о 1,5 млн человек, получивших препарат, до сих пор не ясен. Видимо, речь идет не только о России (учитывая, что буквально за несколько дней до этого в твиттере производителя вакцины говорилось о «более чем 1 млн человек в России, провакцинированных “Спутником V”»)? Хотя и в этом случае цифры могут быть завышены, памятуя о новостном фоне, сопровождающем глобальную экспансию препарата.

Пиарщикам РФПИ приходится едва ли не еженедельно опровергать сообщения о трудностях вакцины в различных странах мира. Бразилия отклонила запрос на экстренное использование «Спутник V»? «Недостоверная информация». Венгрия отказывается от закупки вакцины из-за «недостаточных производственных мощностей»? «Пример fake news». Министр здравоохранения Турции Фахреттин Коджа прямым текстом заявляет о «невозможным закупать эту вакцину», как и «выдать лицензию на ее использование»? «Еще один факт публикации недостоверной информации». К слову, посол РФ в Турции Алексей Ерхов на неделе обратился к национальному Союз врачей в этой стране, недоумевая, почему тот не упомянул российский препарат в подготовленном организацией материале «Вакцины – общая ценность для всего живого».

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев / kremlin.ru

Допустим, что все это лишь досадные бюрократические заминки, раздутые недобросовестной и чересчур пристрастной прессой. Однако исходный вопрос, как далеко продвинулась российская вакцинация населения – с сегодняшнего дня, согласно заявлению президента Путина, сделанному им еще в начале декабря, кампания официально должна стать уже не «масштабной», а «массовой» – все равно повисает в воздухе. Комментируя сообщение РФПИ, близкий к Минздраву источник «Медузы» выразил скепсис относительно достоверности любых количественных данных, доступных публике:

«Сложно всерьез к этому [заявлению о 1,5 млн вакцинированных] относиться. У вас точно не получится собрать информацию о том, куда пошла вакцина, потому что она засекречена. Полтора миллиона – это плюс-минус то, что выпущено в гражданский оборот».

Неуверенность в официальных цифрах усугубляется ожидаемыми трудностями в масштабировании производства и авральной отладке логистики. По данным «Фонтанки», в конце минувшего года Мишустин закрытым распоряжением наделил компанию «Иммунотехнологии», «дочку» Сбербанка, исключительными полномочиями в организации поставок «Спутник V» в регионы страны. При этом процесс оказался чуточку сложнее, чем его пытался представить Путин (”У нас все гораздо проще и эффективнее работает”) – прежде всего из-за дефицита холодильного оборудования и складских мощностей под глубокую заморозку. На недавнем семинаре замгендиректора “Иммунотехнологии” Иван Глушков, чьи слова приводит “Фонтанка”, рассказывал:

“Из-за очень ограниченного времени на разработку препарата производитель вакцины не делал тесты на стабильность, то есть не пытался понять, что происходит с препаратом при повышенных температурах. Строго говоря, вакцина не может даже пять минут находиться выше −18 градусов”.

Но разве технические нюансы могут отменить тот факт, что доверие к российской вакцине в мире укрепляется, о чем не устают рассказывать государственные медиа? Увы, и здесь преимущества “Спутника V” небесспорны. Как показал проведенный компанией YouGov международный опрос, о котором на неделе сообщил Reuters, “люди во всем мире, как правило, скажут “да” вакцине против COVID-19, но будут при этом меньше доверять препаратам, произведенным в Китае или России, чем разработанным в Германии или США”.

Известную помощь в продвижении российской вакцины, пожалуй, могла бы оказать инъекция, сделанная лично президенту Путину и подтвержденная видеосъемкой (по большому счету неважно, постановочной или нет). Однако в отличие от президента Гвинеи Альфа Конде, доверившегося “Спутнику V” (и ожидающего препарат президента Боливии Луиса Арсе), нового президента США Джо Байдена, привитого в прямом эфире продуктом Pfizer и BioNTech, или руководителя Турции Реджепа Эрдогана, выбравшего китайскую вакцину, хозяин Кремля проявляет осторожность. “Вакцина российская, – заявил российский лидер накануне, – это совершенно уже очевидно, мы и раньше так считали, а сейчас это практика показывает, она, я думаю, что вообще самая лучшая в мире”. Однако действия главы государства этого не подтверждают, а они, как мы все отлично знаем, красноречивее любых его слов. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госбезопасность. “Не пренебрегая элементарными требованиями”