
Император Мэйдзи со свитой переезжает из прежней резиденции в столицу Эдо (Токио), сентябрь 1869 года
Изображение: Wikipedia / Цукиока Ёситоси
Угадаете страну по описанию? На протяжении веков она существует в условиях почти полной изоляции от остальной планеты. Её власти намеренно консервируют в обществе вопиюще средневековые порядки. Местные жители, может, и не сильно-то рады происходящему, но совершенно не представляют иной жизни, не говоря о поиске путей для перемен. Вершина протестных настроений — наивная вера в доброго монарха, что в нужный момент отринет от себя недобросовестных вельмож, подменивших его волю.
В XXI веке Япония выглядит едва ли не последней страной, подходящей под этот портрет. Но каких-то 200 лет назад любой из немногих европейцев, сведущих в делах империи Восходящего Солнца, воспринял бы как нелепую шутку прогноз, что через три-четыре десятилетия она станет настоящей империей — с бурно растущей экономикой, могучим флотом, победоносной армией, своими колониями, сетями телеграфа и железнодорожными линиями.
В 1850-х годах монархия на востоке Азии казалась безнадёжно отсталой, добровольно и последовательно убивавшей себя самоизоляцией. Однако всего за одно поколение для изумлённых иностранцев здесь изменилось почти всё. Впрочем, с точки зрения самих японцев дела обстояли иначе: они вернулись к своей исконности, лишь точечно переняв кое-что полезное от настырных гостей из-за моря.
Самый реформатор изо всех ретроградов
На прошлой неделе промелькнула важная, хоть и полузабытая дата из японской истории. 24 сентября 1877 года у местечка Сирояма — близ города Кагосима на самом краю юго-западного острова Кюсю — императорские войска завершили подавление Сацумского восстания, поднятого под знаком неприятия перемен.
Последняя сила, вставшая против реформ Мейдзи, была окончательно разбита.
Мятежниками командовал Такамори Сайго, крупный аристократ из уже упразднённого феодального княжества Сацума. Перед схваткой у Сироямы он не мог не предвидеть скорый крах своего дела. Летом 1877 лоялисты нанесли повстанцам серию поражений, загнав тех в безвыходную ситуацию.
Битва за замок Сирояма, сентябрь 1877 года. Вверху в правом углу — Сайго Такамори, облачённый в мундир на европейский манер, а не традиционные доспехи
Изображение: Wikipedia / Mosai Nagashima
Биржевая торговля рисом в Японии появилась лет 500 назад. Японские свечи на графиках торгов - это привет оттуда.
а где тут мессианская идея собственной избранности? где тотальное хамство ко всем вокруг? где тут идея собственного превосходства, которая противоречит наблюдаемым буквально из окна фактам?
без этого всего на одну известную смехдержаву ни разу не похоже
Ну вот тотальной изоляции не было. С 17 века знакомство с голландской наукой (рангаку) и очень интересный сдвиг японской идентичности (см. напр. картину Сиба Конан "Встреча Японии, Китая и Запада" https://en.wikipedia.org/wiki/Shiba_K%C5%8Dkan#/media/File:Shiba_Kokan_A_meeting_of_Japan_China_and_the_West_late_18th_century.jpg), при этом рост морской торговли с Китаем (об этом см. Чжао Ган, The Qing Opening to the Ocean), активная морская политика и контакты с внешним миром некоторых княжеств (Сацума на Кюсю в первую очередь, но и Мацумаэ на Хоккайдо и Цусима в Корейском проливе), отношения с русскими и т.д. Всё это на фоне высочайшей для того времени грамотности. Классический пример изоляционизма - это всё-таки Чосон (Корея).
Александр, при всём уважении, я не понимаю, что должна символизировать эта картина.
.
>тотальной изоляции не было
.
Если для вас полный запрет всем жителям покидать страну и почти такой же полный запрет на въезд туда — не изоляция, то что тогда есть изоляция? Безусловно, чему-то от голландцев японцы учились, что-то новое от них узнавали — но масштабы всего этого были несопоставимо малы.
.
> отношения с русскими
.
О характере этих "отношений" достаточно говорят хотя бы миссия Резанова или пленение Головнина.
Символика вполне очевидная - равенство рангаку и конфуцианского канона, например. Регулярные сношения существовали между Сацумой - Рюкю - Фучжоу. Рюкюсцы, вассалы Сацумы, в пекинской академии Гоцзыцзянь имели постоянный павильон. С Чосоном обмен носил постоянный характер. Да, в Дэдзиме, конечно, не свободная торговля была, но для импорта знаний хватало (оценки количества книг разные, вплоть до нескольких тысяч названий). Официальной торговли с русскими не получилось, но японский интерес к бассейну Амура и Охотскому морю очевиден (экспедиция Мамия Риндзо). Т.е. как минимум четыре "дырки" в изоляции были. Обо всём этом писал ещё в 1980-е Рональд Тоби, недавно в Японии вышла книга "Новый взгляд на политику закрытости" (сакоку-о минаосу) Арано Ясунори.
Скажем так: "дырки" полагались только для Чосона и империи Цин. А всему остальному миру (в лице Нидерландов) оставили одну узенькую щёлочку в виде Дэдзимы.