
Палестинец показывает повреждённый Коран после авиаудара Израиля по мечети и больнице Яффо в Дайр-эль-Балахе, 8 декабря 2023 года
Omar Ashtawy/Keystone Press Agency/Global Look Press
В издательстве «Новое литературное обозрение» готовится к выходу книга Марка Юргенсмейера «Ужас Мой пошлю пред тобою» Религиозное насилие в глобальном масштабе», наиболее авторитетное на сегодняшний день исследование, посвященное религиозному террору и связи между религией и насилием в целом.
Почему, если все религии говорят о любви, мире и всеобщем согласии, они ведут бесконечные войны? С этим вопросом Юргенсмейер отправился к радикальным христианам в США и Северную Ирландию, иудейским зелотам, архитекторам интифад в Палестину и беженцам с Ближнего Востока, к сикхским активистам в Индию и буддийским — в Мьянму и Японию. Образы войны и жертвы тлеют глубоко внутри каждой религиозной традиции и готовы превратиться из символа в реальность, а глобализация, политические амбиции и исторические судьбы XX-XXI веков подливают масла в этот огонь.
С любезного разрешения издательства «Отдел культуры» публикует отрывок из главы «Космическая война».
Перевод с английского Зыгмонт Алексей
Стоит присмотреться к понятию войны поближе, как сталкиваешься с идеей абсолютной дихотомической оппозиции. Дело не просто в различии мнений или состязании с оппонентом на равных. В конце концов, едва ли военные действия помогают проговорить и осмыслить какие-либо различия. Война предполагает противоборство по принципу «всё или ничего» и ведется с врагом, которого надлежит уничтожить. Компромиссы немыслимы. Поразительнее всего в таком боевом настрое — твердокаменная уверенность в своей позиции и готовность ее отстаивать либо навязывать другим до конца.
Подобная уверенность какой-либо стороны, если мы ей симпатизируем, может рассматриваться как благородная, если же нет — как опасная, но, так или иначе, рациональности в ней ни на гран. При разрешении конфликтов первое правило — быть готовым принять, что и в вашей позиции, а не только в позиции оппонента, также могут быть изъяны. Если ставить себе целью поладить с другими людьми и не скатиться в насилие, такой подход — единственно разумный.
Но что если кто-нибудь такой цели себе не ставит? Воинственная позиция фундаментальным образом противоречит компромиссу и взаимопониманию, и если такую негибкую задиристую позицию занимают в самом начале спора — встает вопрос, зачем это нужно. Враждебность предполагает, что ее носитель разуверился в возможности компромисса или — с равной вероятностью — что благополучное разрешение конфликта не является его первоочередной задачей. И в самом деле,
если кто-либо ищет не гармонии, а усиления через насилие, находиться в состоянии войны — вполне в его интересах.
В такого рода случаях война становится не только контекстом, но и обоснованием для насилия; война объясняет насильственное поведение. Это верно даже в том случае, если послужившие поводом для конфликта земные противоречия явно не стоят подобной ожесточенности.
Именно этим объясняется, почему для наблюдателей за пределами совершающих теракты движений их поступки — такая загадка, тогда как для тех, кто к ним принадлежит, они кристально ясны. Многие европейцы озабочены массовым наплывом в их страны иммигрантов-неевропейцев; даже в Скандинавии, где мигрантов обычно принимали с раскрытыми объятиями, в отношении новоприбывших — особенно с Ближнего Востока — наблюдалось растущее недовольство со стороны «правых» кругов. Эти новые мигранты были носителями чуждых белым европейцам-христианам языка, религии и культуры — и потому их зачастую недолюбливали и боялись. Но мало какому европейцу пришло бы в голову считать их адским злом или убивать либеральных политиков, пустивших мигрантов в страну исходя из идеала мультикультурного общества.
Каша какая-то.
Зелоты, упоминаемые в тексте, например, сушествовали лишь в первом веке до н.э.
Арийцы - раса придуманная французским писателеи де Гобино в 19 веке. Скорее всего, автор (или переводчик?) перепутали арийцев и ариев.
Религии бывают разные. Их нельзя мешать в одну кучу.
В аврамическиз реригиях (иудаизм, христианство, ислам) - есть персонифицированный бог, и он один (монотеизм)
В индуизме нет песонифицированого бога (но есть аватары), и это политеизм
В синтоизме - сочетание анимизма и полетеизма.
В соответствии с постреением и структурой каждая из религий использует понятие войн и насилия по-своему.
А то, что политики всех мастей используют цитаты для оправдания свлих идей - другая история.
Набросок. Опыт эволюции разумных существ предельно короток, разве что денисовцев с неандертальцами уничтожили. А если разум возник в первую очередь в качестве катализатора полового и естественного отбора? Ведь скорости уничтожения себе подобных на войне позавидуют и битвы самцов из-за самки, и отмирание менее приспособленных к внешним условиям.
Качественно разум сродни самоорганизующимся структурам - прогресс сам внутри себя сгенерировал инструмент ускорения прогресса.
Разум - результат отбора, который обеспечил лучшую выживаемость носителей генов, обеспечивающих то, что мы называем разумом. Явился ли он при этом катализатором отбора сам? Возможно неявно, поскольку опосредованно генерировал новые источники давления отбора.
Последнее ваше предложение не понял. О каких самоорганизующихся структурах идёт речь? Как вы определяете понятие "сродни", по каким параметрам? Поясните пожалуйста, если не затруднит.
Первоначально отбор занимался совершенствованием только живых организмов, однако с появлением полового отбора, а затем и разума объектом усовершенствования стал и сам отбор - вычленение лучших организмов происходит гораздо быстрее.
Самки сами отбраковывают неудачных самцов, не давая им возможности обзавестись потомством, сапиенсы вообще уничтожают целые неудачные сообщества себе подобных.
Ключевой вопрос - условные самки и воины-победители всегда ли оставляют лучших?
Природа продолжает эксперимент.