
Александр Куликов
Комментарии (5)
30 августа 2023
Таланты без характера. Что общего у одного гениального актера времен Третьего рейха и Константина Богомолова
Ирина, без попытки поспорить - пару слов в пояснение написанного мной. Во-первых: да, выезжал по своим и государственным делам, да, был арестован в советской зоне; но "выезд" в 1936 году в Швейцарию был именно попыткой бегства (если слово "эмиграция" кажется слишком громким), он испугался критических нападок в официозно-партийной прессе (о чём, кстати, тоже есть в немецкой Википедии), счёл это, видимо, знаком будущих более суровых мер и резко, эмоционально "свалил". Соответственно, я не буду спорить с Вашей фразой "бегство из страны, на языке которой он играл, не входило в его планы", поскольку _в_планы_ это, похоже, действительно не входило; но сам по себе факт бегства имел место. И второе: я не утверждаю, что Вы сделали его злодеем, я лишь утверждаю, что о Грюндгенсе продолжают помнить и говорить, причём кому-то (ни в коем случае не имею в виду Вас) нравится о(б)суждать его как слабака и проходимца на службе кровавой тирании, а кто-то предпочитает говорить о нём именно как о весьма неоднозначном персонаже. И, честно говоря, это не очень похоже на забвение.
29 августа 2023
29 августа 2023
Таланты без характера. Что общего у одного гениального актера времен Третьего рейха и Константина Богомолова
Ирина, простите, пожалуйста, но в статье есть несколько ошибок. Во-первых, у Константина Богомолова отчество Юрьевич, его отец (если это вдруг не очень известно присутствующим) - именитый кинокритик Юрий Богомолов, недавно, к сожалению, умерший. Во-вторых, Густаф Грюндгенс всё же уехал из нацистской Германии - в Швейцарию в 1936 году; Геринг выманил его из короткой эмиграции не только обещаниями, но и угрозами (оставшимся в Германии близким людям). За подробностями позволю себе направить Вас к книге Джонатана Петропулоса "Artists under Hitler" (электронная версия доступна в Гугл-книгах при наличии любой из принимаемых платёжной системой Google банковских карт). В-третьих и в-главных, Грюндгенса всё же НЕ забыли, пусть даже "только" благодаря книге Клауса Манна и фильму Иштвана Сабо, а также (в нашей стране) благодаря блестящему эссе Майи Туровской "Когда боги смеются" (есть в Интернете) и идущему с 2015 года в МХТ имени Чехова спектаклю Адольфа Шапиро по мотивам романа (с тем же названием, что и роман). И вряд ли театральный актёр, выходивший на сцену 60-80-90 лет назад, вправе рассчитывать на бОльшую известность - многие ли видели записи театральных выступлений, скажем, Луи Жуве и многие ли знали бы его сейчас, если бы не немногие ставшие мировой киноклассикой фильмы с его участием ("Северный отель" Марселя Карне, "Набережная Орфевр" Анри-Жоржа Клузо)? Грюндгенса же помнят и без кинозвёздного статуса, он сумел стать, с одной стороны, символом коллаборации талантливого, но малодушного художника с диктатурой ("слава Герострата", скажете Вы и будете отчасти правы), но, с другой стороны, весьма характерной фигурой с точки зрения той неоднозначности, которая всегда сопутствует попыткам присудить бесспорно талантливому человеку искусства статус злодея. Неслучайно, к примеру, в Вашей статье упоминается Эрнст Буш, которому Грюндгенс спас жизнь. Со всем уважением к Вам, герой Вашей статьи слабо вписывается в чёткие схемы, он столь же заслуженно осуждаем, сколь заслуженно не забыт.
16 декабря 2022
16 декабря 2022
8 декабря 2022
Оправданный компромисс или беспринципное приспособленчество: многие немецкие журналисты и деятели культуры, не будучи нацистами, сотрудничали с Третьим рейхом. Принесло ли это им пользу?
Интересная статья, большое спасибо. Только не "Шталегетер", а "Шлагетер", поправьте, пожалуйста.