Андрей Платонов. Фото: Wikipedia.org

Андрей Платонов. Фото: Wikipedia.org

Первые годы после Октябрьского переворота Андрей Платонов (Климентов) считался «пролетарским писателем», а ближе к концу 1920-х стал восприниматься сталинским истеблишментом чуть ли не как «враг народа». Почему произошла такая метаморфоза и почему Иосиф Бродский считал Андрея Платонова автором «единственной великой русской прозы в ХХ веке», которую до сих пор изучают в Европе и Америке – об этом и не только Евгений Верлин специально для журнала «Будущее» побеседовал с одним из ведущих писателей Сербии Александром Новачичем, автором 19 книг, половина из которых посвящена России и ее писателям, в том числе только что вышедшей «Хроники одного подвала».

Социалистический миф в книгах Андрея Платонова оказался настолько неприятным для властей, что большую часть его произведений при жизни писателя так и не напечатали. Утопия и антиутопия в его книгах – в тех же столь ценимых Бродским «Чевенгуре», «Котловане» – переплелись настолько плотно, что порой трудно понять, где он и герои его книг приветствуют начавшуюся при большевиках «новую жизнь», а где – начинается неприятие. Насколько эта дихотомия исследована в вашей книге?

– Платонов вошел в литературную жизнь России на локомотиве Октябрьской революции. Он из рабочей семьи, сам был рабочим, даже в сельском хозяйстве трудился. Газета «Правда» даже как-то объявила его «лучшим мелиоративным работником в СССР». Виктор Шкловский написал о нем, и так широкая общественность впервые услышала об Андрее Платонове. О нем можно было сказать, что он человек особого калибра, как тогда говорили. Он был убежденным коммунистом, верил в идеи коммунизма. Он даже предложил писать романы коллективно, для чего создать «фабрику писателей».

Некоторое время, где-то в 1920 году он даже был членом партии, но был исключен через несколько месяцев, потому что спросил, обязательно ли к светлому будущему нужно идти через массовый голод. Позже Платонов отправил просьбу восстановить его членство в ВКП(б), но получил отказ на том основании, что он «недостаточно идейно подкован». Главная проблема писателя заключалась в том, что он, оставаясь верным коммунистическим идеям, идеалам, писал о реальности, о жизни, которую он видел вокруг и знал, в то время как прежняя реальность вокруг него рушилась. В итоге из-под его пера стали появляться произведения, которые были расценены как антисоветчина.

А он?

– Платонов был убежден, что помогает партии, что открывает ей глаза на мерзости и зверства, совершаемые от ее имени. Короче говоря, Платонов был коммунистом, но в то же время он оставался художником, который не позволял идеологии доминировать в его литературном творчестве.

Александр Новачич. Фото: личный архив