Стигматизация психических заболеваний стала неотъемлемой частью мировой истории. В разных странах и культурах ученые и общество выносили моральный приговор душевнобольным, считали их угрозой для окружающих и изолировали от внешнего мира.

Профессор Рой Ричард Гринкер в книге «Мы все ненормальные: история стереотипов психических заболеваний» старается развенчать эти стереотипы. Достижения его деда и прадеда в области психиатрии, опыт общения с дочерью, живущей с аутизмом, и его собственные исследования нейроразнообразия переворачивают наше отношение к психическим расстройствам, которые трансформируются параллельно с эволюцией человечества.

С любезного разрешения издательства «Портал», только что опубликовавшего книгу, представляем вашему вниманию отрывок из главы под названием «Разделенное тело». В нем речь идет об истории разделения на гомо- и гетеросексуальное поведение, а также о том, как изучение особенностей женской сексуальности (ее Фрейд называл «темным континентом» психологии) и попытки контролировать непослушных женщин стали краеугольным камнем современной психиатрической мысли.

Великий писатель шестнадцатого века Мишель де Монтень рассказал историю Мари Гарнье, девушки-подростка, жившей в деревне на берегу реки Марны на севере Франции. Она была ничем не примечательна, если не считать небольшого волоска на подбородке. Другие девушки дразнили ее, называя «бородатой». Однажды, рассказывает Монтень, она гналась по пшеничному полю за свиньей и оказалась перед широкой канавой. «Она приложила все силы, чтобы совершить прыжок, – пишет он. – И тогда у нее проявились отличительные признаки мужественности». Мари в слезах побежала домой. Она сказала матери, что ее кишки вышли из тела. Озадаченные врачи осмотрели ее, но смогли лишь заключить, что то, что девушка называла кишками, на самом деле было пенисом и мошонкой, и что она приложила такое усилие, что жар тела превратил ее в мужчину. Кардинал де Ленонкур нарек ее мужским именем Жермен и дал ей мужскую одежду. Деревенские девушки сочинили песню, которая предупреждала об опасности дальних прыжков и перегрева. Когда Жермен достиг совершеннолетия, став коренастым парнем с густой рыжей бородой, он вступил в королевскую армию в Витри-Ле-Франсуа в Шампани.

В давние времена было много подобных историй о женщинах, которые становились мужчинами. Были также истории о мужчинах, которые становились женщинами. Сегодня эти истории звучат бессмысленно, потому что ученые больше не верят, как это было во всех западных цивилизациях до конца 1700-х годов, будто мужчины и женщины – это проявления одного основного пола: мужского. Как тело Евы было создано из ребра Адама или Ева и Адам произошли от одного Бога, мужское и женское тела считались высшей и низшей формами одного и того же пола.

Экономические требования времен промышленной революции сыграли важную роль в прекращении гендерной флюидности прошлого и закреплении мужской и женской идентичности и социальных ролей. Капитализм также стал инструментом для укрепления зависимого положения женщин. Мужчины способствовали тому, чтобы женщины сидели дома, оправдывая эту изоляцию как способ защитить их от внебрачной беременности и поддерживать здоровье и производительность трудящихся. Более того, врачи стали рассматривать непродуктивные виды секса, например мастурбацию, оральный, анальный и однополый секс, как патологические и опасные, поскольку они сдерживают рост населения и промышленности. (Наследие такой точки зрения нелегко разрушить. По законам США, до 1990 года сотрудники американской миграционной службы могли запрещать гомосексуалам въезд в страну. И еще в 1986 году Верховный суд США оставил без изменений закон штата Джорджия, запрещающий содомию (оральный или анальный секс между двумя лицами, достигшими возраста согласия, любого пола). Его отменили лишь в 1998 году.)

История стигматизации психического заболевания не может быть полностью рассказана без истории этого перехода от мира «однополого» к миру двух полов. Первые психиатры занимались темой самого опасного и наименее понятного качества женщин – их уникальных пола и сексуальности, – и стали считать безумными тех женщин, которые противились определенной для них биологией сексуальной роли, а также тех женщин, которые слишком много читали, хотели работать или не слушались своих мужей. В результате как изучение особенностей женской сексуальности, так и попытки контролировать непослушных женщин стали краеугольным камнем современной психиатрической мысли.