
Стигматизация психических заболеваний стала неотъемлемой частью мировой истории. В разных странах и культурах ученые и общество выносили моральный приговор душевнобольным, считали их угрозой для окружающих и изолировали от внешнего мира.
Профессор Рой Ричард Гринкер в книге «Мы все ненормальные: история стереотипов психических заболеваний» старается развенчать эти стереотипы. Достижения его деда и прадеда в области психиатрии, опыт общения с дочерью, живущей с аутизмом, и его собственные исследования нейроразнообразия переворачивают наше отношение к психическим расстройствам, которые трансформируются параллельно с эволюцией человечества.
С любезного разрешения издательства «Портал», только что опубликовавшего книгу, представляем вашему вниманию отрывок из главы под названием «Разделенное тело». В нем речь идет об истории разделения на гомо- и гетеросексуальное поведение, а также о том, как изучение особенностей женской сексуальности (ее Фрейд называл «темным континентом» психологии) и попытки контролировать непослушных женщин стали краеугольным камнем современной психиатрической мысли.
Великий писатель шестнадцатого века Мишель де Монтень рассказал историю Мари Гарнье, девушки-подростка, жившей в деревне на берегу реки Марны на севере Франции. Она была ничем не примечательна, если не считать небольшого волоска на подбородке. Другие девушки дразнили ее, называя «бородатой». Однажды, рассказывает Монтень, она гналась по пшеничному полю за свиньей и оказалась перед широкой канавой. «Она приложила все силы, чтобы совершить прыжок, – пишет он. – И тогда у нее проявились отличительные признаки мужественности». Мари в слезах побежала домой. Она сказала матери, что ее кишки вышли из тела. Озадаченные врачи осмотрели ее, но смогли лишь заключить, что то, что девушка называла кишками, на самом деле было пенисом и мошонкой, и что она приложила такое усилие, что жар тела превратил ее в мужчину. Кардинал де Ленонкур нарек ее мужским именем Жермен и дал ей мужскую одежду. Деревенские девушки сочинили песню, которая предупреждала об опасности дальних прыжков и перегрева. Когда Жермен достиг совершеннолетия, став коренастым парнем с густой рыжей бородой, он вступил в королевскую армию в Витри-Ле-Франсуа в Шампани.
В давние времена было много подобных историй о женщинах, которые становились мужчинами. Были также истории о мужчинах, которые становились женщинами. Сегодня эти истории звучат бессмысленно, потому что ученые больше не верят, как это было во всех западных цивилизациях до конца 1700-х годов, будто мужчины и женщины – это проявления одного основного пола: мужского. Как тело Евы было создано из ребра Адама или Ева и Адам произошли от одного Бога, мужское и женское тела считались высшей и низшей формами одного и того же пола.
Экономические требования времен промышленной революции сыграли важную роль в прекращении гендерной флюидности прошлого и закреплении мужской и женской идентичности и социальных ролей. Капитализм также стал инструментом для укрепления зависимого положения женщин. Мужчины способствовали тому, чтобы женщины сидели дома, оправдывая эту изоляцию как способ защитить их от внебрачной беременности и поддерживать здоровье и производительность трудящихся. Более того, врачи стали рассматривать непродуктивные виды секса, например мастурбацию, оральный, анальный и однополый секс, как патологические и опасные, поскольку они сдерживают рост населения и промышленности. (Наследие такой точки зрения нелегко разрушить. По законам США, до 1990 года сотрудники американской миграционной службы могли запрещать гомосексуалам въезд в страну. И еще в 1986 году Верховный суд США оставил без изменений закон штата Джорджия, запрещающий содомию (оральный или анальный секс между двумя лицами, достигшими возраста согласия, любого пола). Его отменили лишь в 1998 году.)
История стигматизации психического заболевания не может быть полностью рассказана без истории этого перехода от мира «однополого» к миру двух полов. Первые психиатры занимались темой самого опасного и наименее понятного качества женщин – их уникальных пола и сексуальности, – и стали считать безумными тех женщин, которые противились определенной для них биологией сексуальной роли, а также тех женщин, которые слишком много читали, хотели работать или не слушались своих мужей. В результате как изучение особенностей женской сексуальности, так и попытки контролировать непослушных женщин стали краеугольным камнем современной психиатрической мысли.
Ого, какая интересная и плотно нагруженная информацией статья! Спасибо. Очень интересные параллели и противопоставления. Отсылка к индустриализации, которая в угоду собственному росту разделила человеческую жизнь на жесткие, контрастные категории, очень мне нравится! Я уже встречал упоминания о том, что, например, кажущегося нам всем единственно возможным привычного режима дня (8-часовой сон ночью, рабочий день, перемежающийся тремя приемами пищи, свободные выходные, и т.п.) еще каких-то 200-300 лет назад просто не существовало. В некоторых обществах и регионах люди спали по 5-6 часов и более одного раза в сутки, не придерживаясь при этом ежедневных, с точностью до минуты повторяющихся графиков, которые носили, скорее, сезонный характер (зимой спали больше, так как было меньше работы, летом —значительно меньше). Но изобретение конвейерного производства требовало организовывать одновременную работу большого числа людей, что и привело в итоге к выработке режима дня, считающегося теперь привычным.
.
Автор, видимо, решил развить эту мысль дальше и попробовал найти параллели между началом индустриализации и формированием других дистинктивных категорий, таких как пол и типы сексуальности. Я, конечно, не проводил фактчекинг, но выглядит весьма убедительно.
Сегодня изложенная концепция мне нравится еще больше, чем вчера. Теперь современные представления о гендере как о шкале приобретают куда больший смысл. Действительно, природой у млекопитающих предусмотрен лишь сам пол, причем он подразумевает жесткое закрепление всего одной-единственной роли — репродуктивной. Все остальные роли варьируются от вида к виду (иногда даже от популяции к популяции) слишком значительно, что не позволяет считать их зафиксированными природой. Приходится признать, что традиционное распределение ролей в нашем обществе — это полностью социальный конструкт (то есть, самим же обществом и порожденный). Когда-то он имел практический смысл, поскольку положительно сказывался на выживаемости вида. Но этот практический смысл давно растворился: сейчас лучше живут не те популяции, которые лучше придерживаются этого старого распределения, а те, где лучше развита наука, медицина и в целом выше степень свобод (и, как следствие, креативность и продуктивность). А степень свобод определяется прежде всего возможностью качественной самореализации — это же обстоятельство двигает вперед науку, медицину и прогресс в целом. Сфера отношений — это, безусловно, одна из главных областей человеческой жизни и успешная самореализация в ней является ключевой. Отсюда понятно, почему прогресс в сфере отношений наблюдается именно в тех странах, которые являются более успешными и более комфортными для жизни. Это взаимосвязанные явления.
.
Таким образом, принятие концепции плавающего гендера с одновременным усечением половой роли исключительно до репродуктивной функции по сути есть возвращение к природе, а не уход от нее! Это многое объясняет. Я в восторге.
.
Думаю, подобным образом имеет смысл деконструировать и многие другие устойчивые социальные построения, которые когда-то выполняли полезную роль каркаса, но сейчас лишь мешают дальнейшему развитию. Типа того же представления о распорядке дня как о некоей фиксированной величине. Ну и в более широком смысле — о распорядке всей жизни, который предполагает, например, такие традиционные обязательные этапы как брак и рождение детей в достаточно узком промежутке времени.
спасибо! возможно, потому что я прочитал всю книгу, выбирая отрывок для публикации, мне кажутся очень странными упреки в "плохом переводе", "сумбуре", "полном бреде" и "невладении искусством изложения"
Мне кажется, в таких высказываниях их авторы в первую очередь констатируют факт своего непонимания изложенного, а уж чем они для себя это объясняют и насколько эти объяснения объективны — вопрос отдельный :)
Первый раз слышу, что чёткое разделение полов появилось лет 200 назад.
Это с какого перепуга?
Первое, что пришло в голову - Ветхий Завет, как история Древнего Мира.
Там что, есть какие-то намёки, что понимание полов отличалось от современного?..
По-моему, автор хватил лишку.
под "полом" автор, судя по всему, имеет в виду современную категорию "гендер". тут не совсем понятно, намеренно ли он использует именно "пол" или переводчик с редактором решили не вносить путаницу с "гендером"
Все же не "гендер", я думаю, а именно социальную нагрузку полов. Поэтому и не стал переводчик писать "гендер". Гендер — это то, чем ощущает себя человек, а не то, чем его нагрузило общество.
Возможно...
Речь ведь не про различение полов как таковое (которое, разумеется, было всегда), а именно про институционализацию этих понятий как отдельных, контрастных социальных ролей со строго регламентированным и жестко закрепленным набором функций. В этом и отличие.
Но разве в Ветхом Завете не описаны социальные роли и набор функций полов?
Ветхий Завет я выбрал как наиболее известный источник, в добавок очень подробно описывающий быт в древности.
А можете подсказать, где в Ветхом Завете описаны социальные роли и набор функций полов? Интересно ознакомиться и сравнить степень детализации и категоричности с тем, что привнесла индустриализация.
Хе-хе...
Вот возьмём родословие Иисуса Христа, Евангелие от Матфея.
Это, правда, не Ветхий Завет, но на 100% именно о персонажах Ветхого.
Обратим внимание на эпизоды:
1. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари.
2. Салмон родил Вооза от Рахавы.
3. Вооз родил Овида от Руфи.
4. Давид Царь родил Соломона от бывшей за Уриею.
Ведь это не случайные уточнения!
За каждым из них кроется история экстремального конфликта и взаимодействия полов, такого "гендера", что аж мурашки по коже, и волосы дыбом!
Вот Фамарь, например, точно знала свою роль, что она обязана делать, и выполняла свои функции с такой изобретательностью и последовательностью, что в Родословие Христа попала!
Да и в иудаизме она - известный персонаж.
Только замечу, что вторым мужем Фамари был знаменитый Онан.
(Который, кстати, вовсе не предавался онанизму. На него возвели напраслину))).
Вообще, тема исследования Библии на предмет гендера интересна и бесконечна.
Интересно, нет ли какой книжки об этом.
Но вы перечисляете одну-единственную роль — репродуктивную. Эта роль и так предусмотрена природой (см. мой добавочный коммент на свой верхний коммент). Концепция полов, оформившаяся во времена индустриализации, распределяла и закрепляла куда большее количество ролей, причем подводила под это распределение нее некий концептуальный базис (типа представлений о женщинах, как о менее совершенных мужчинах и т.п.).
Местами читается как полный бред..., и похоже это автор книги.
И опять во всем виноват капитализм.
Greed sees no color, капитализм в этом плане - самая толерантная идеология
Понять бы, какой смысл автор книги вкладывает в понятие капитализма. Тут как минимум три определения;
1. Это идентично свободному рынку, когда любой человек может свободно обмениваться товарами и услугами с другими людьми.
2. Это идентично обществу потребления, когда объём и качество потребления определяет статусность.
3. Это состояние, когда большая часть средств производства и имущества принадлежат узкой прослойке общества, а остальные находятся в подчинённом положении и вынуждены работать за низкий доход.
Я бы ещё четвёртый добавил, объединяющий 2-й и 3-й, про то что, при капитализме имеет место требование и стремление к экономическому росту и увеличению потребления, поэтому общественная жизнить должна быть оптимизирована для решения этих важных задач.
То ли перевод плохой, то ли автор, то ли сокращали грубо.
напечатано без сокращений, поводов для подобных претензий не вижу, уточните, пожалуйста
Претензий к Вам нет, так как Вы уточнили, что без сокращений. Но сумбур текста вызывает недоумение- значит либо перевод не качественный, либо автор не владеет искусством изложения. А Вам, Денис, спасибо за информацию.
+1 набор бессвязных отрывков(