Ежегодный климатический саммит КС-26, Глазго. Фото: UNclimatechange / flickr.com

Ежегодный климатический саммит КС-26, Глазго. Фото: UNclimatechange / flickr.com

Сегодня в Глазго начался 26-й саммит ООН по климату, и к его завершению 12 ноября мир может измениться. На кону — не только триллионы долларов, разорение и подъем бизнесов, но и качество жизни практически каждого жителя Земли. Изменения, если они будут, наступят не завтра, но очень скоро. Россия, до сих пор скептически относившаяся к борьбе западных стран с глобальным потеплением, внезапно решила присоединиться к ним, что грозит стране нешуточными расходами.

Тема нынешнего саммита была определена специальным докладом экспертов ООН по климату, вышедшем в августе. Их выводы неутешительны: глобальный рост температур идет быстрее, чем предполагалось, уже к 2050 году средняя температура на Земле вырастет на 1,5 градуса выше доиндустриальной эпохи, причем над сушей температуры будут выше, чем над океаном. Если не предпринять срочных мер, температуры продолжат расти и к 2100 году поднимутся на 2,6 градуса. Если же страны, заключившие в 2015 году Парижское соглашение по климату, возьмут дополнительные обязательства, то средняя температура вырастет до 2,1 градуса. Что все равно будет «за красной чертой» в 2 градуса, за которой во многих странах начнутся катастрофические погодные изменения. Выход — добиться нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. В этом случае после 2100 года температуры начнут снижаться, чтобы со временем вернуться к температуре середины века.

Международное энергетическое агентство (МЭА) подготовило свой доклад к саммиту, из которого следует, что достичь чистых нулевых выбросов к 2050 году можно, если ежегодные инвестиции в экологически чистую энергию во всем мире более чем утроятся к 2030 году и составят около $4 трлн в год. При этом 70% дополнительных расходов должны направляться на сокращение выбросов бедными странами.

Эта повестка будет рассматриваться на фоне жесточайшего энергетического кризиса во многих странах, когда цены на нефть, газ и уголь взлетели на максимум десятилетия, некоторые страны всерьез рассматривают ограничения подачи электроэнергии, а Китай уже ввел плановые отключения предприятий в 20 провинциях и реанимирует добычу угля и работу угольных электростанций. В ситуации, когда одни страны обеспокоены негативным влиянием потепления, а другие боятся замерзнуть этой зимой, дискуссия неизбежно будет острой. Ожидается, что ряд стран, в первую очередь Китай, потребуют отодвинуть во времени запланированные цели по сокращению выбросов. Другие же, в первую очередь США, будут настаивать на принятии повышенных обязательств.

Россия хоть и подписала Парижское соглашение, до сих пор была в привилегированном положении. «Дело в том, что за точку отсчета для сокращения выбросов был взят 1990 год. Если вспомнить, что в 1991 году советская промышленность рухнула и уже не возродилась в прежнем виде, Россия может не то что не снижать выбросы, а даже их увеличивать», — поясняет советник гендиректора «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергей Хестанов. Поэтому до недавнего времени позиция России по вопросу сокращения выбросов была на уровне «А мы-то тут причем?» Все изменилось буквально в последний год.