
Танк Sherman из 6-й южноафриканской танковой дивизии (1944). Фото: Wikipedia
В начале сентября 1939 года Южно-Африканский Союз занимал исключительное положение в составе Британской империи. В отличие от других доминионов, южноафриканские лидеры в первые дни после вторжения вермахта в Польшу не пришли к единому мнению о необходимости объявить войну Третьему рейху. Несмотря на формальное обязательство поддерживать решения короны, парламент и население разделились практически поровну. Южноафриканская партия под предводительством прославленного военного Яна Смэтса оставалась лояльной и призывала последовать за Великобританией. Лидер Национальной партии и премьер-министр Джеймс Барри Герцог считал, что следует сохранять нейтралитет, и открыто симпатизировал Германии.
4 сентября состоялись самые драматичные парламентские дебаты в истории Южно-Африканского Союза. Герцог отметил, что обязательства перед Польшей несет Великобритания, но ее доминионы, обладавшие высокой степенью автономии, не обещали помочь Варшаве в случае агрессии со стороны рейха. Глава правительства пошел еще дальше и выразил солидарность лично фюреру: «Я сопереживаю Гитлеру и понимаю, что он чувствует, потому что меня тоже растоптали». Для Герцога положение Германии, лишившейся по Версальскому договору территорий, статуса и уважения, не сильно отличалось от ситуации в Южной Африке. Он апеллировал к национальному сознанию африканеров — потомков европейских переселенцев, с которыми британцы жестоко расправились в начале XX века.
Смэтс отстаивал противоположную позицию. По его мнению, имперские амбиции Гитлера простирались намного дальше возвращения утерянных территорий, а Южная Африка несла обязательства перед Великобританией и должна была разорвать любые отношения с рейхом. Голосование по вопросу вступления в войну закончилось победой лоялистов с небольшим перевесом — 80 против 67. Решающим аргументом послужила вероятность аннексии Юго-Западной Африки, бывшей германской колонии, которая находилась под контролем Южно-Африканского Союза. Если нацисты рассчитывали вернуть все утраченные территории, рано или поздно их заинтересовала бы далекая провинция на другом континенте.
Формально Британская империя удержала позиции в неспокойном доминионе. Действовавшее с 1934 года коалиционное правительство распалось, Герцог подал в отставку, Смэтс занял должность премьера и вошел в Имперский военный кабинет под руководством Уинстона Черчилля. Однако политический провал прогерманских сил не разрешил общественные противоречия, которые назревали в Южной Африке со Второй англо-бурской войны. Значительная часть политиков и обычных африканеров по-прежнему поддерживала Германию. Триумфальное шествие вермахта по Европе не способствовало укреплению авторитета Великобритании.
В июле 1940 года Смэтс написал одному из ближайших товарищей:
Победы немцев чрезвычайно вдохновляют оппозицию. Они проводят встречи по всей стране и обсуждают возможность сепаратного мира. Говорят, что союзникам уже настал конец, а со мной будет покончено через несколько месяцев. Тогда они захватят власть, объявят о выходе из империи и провозгласят республику. Примут новую конституцию по примеру Италии и Португалии, заключат союз с нацистской Германией.
Самую серьезную угрозу для империи представляла сменившая в качестве главной оппозиционной силы Национальную партию общественная и милитаристская организация «Оссевабрандваг», которая открыто поддерживала нацистов и призывала к свержению британской власти. Очевидец вспоминал:
Десятки тысяч людей присоединялись к движению. Никакого поступательного развития — сразу стремительный скачок.
Далекая территория, не имевшая никакого отношения к Польше или Чехословакии, внезапно превратилась в желанную цель для нацистских властей. Доминион наводнили агенты рейха и их противники из британской разведки, которые пытались помешать эскалации конфликта. Над Южной Африкой нависла угроза гражданской войны.
Василий, спасибо, очень интересно!
Спасибо, это было интересно! Хорошо видно, как жестокий захват, пусть даже победоносный, в итоге приводит к огромным проблемам...
Василий, спасибо, очень интересно.
Медаль на фотографии с Георгом V, а он умер в 1936.
Этой медалью награждали до 1993 года.
https://en.wikipedia.org/wiki/Military_Medal
Посмотрите ту же статью, которую приводите. Там даже картинки есть. На медали был профиль царствовавшего на тот момент монарха. Поэтому награждённые во время Второй мировой войны никак не могли иметь медаль с Георгом V - только с Шестым.