Издательство ИОИ (Институт общегуманитарных исследований) выпускает в свет книгу психотерапевта Виталия Сонькина «Вина. Самое человеческое переживание». С любезного разрешения автора и издателя публикуем актуальный фрагмент — о возможности признания коллективной вины и осмыслении своих (и чужих) привилегий.

Коллективная вина

Блаженство младенческой невинности и непорочности, уверенность, что мы никому на свете не причинили зла или неприятностей, манит душевным покоем и счастьем. Поскольку вина — маркер отдаления, подобные отрадные моменты невинности мы в состоянии испытывать в минуты единения, предельной совместности, когда мы ощущаем слияние, воспринимаем себя частью чего-то большего. Такое блаженство доступно нам и в состоянии потока (возможно, в том числе в этом заключается его удивительный творческий потенциал, описанный М. Чиксентмихайи), когда у нас возникает полная поглощенность делом, самоотдача ему; когда мы поем или танцуем, находясь в слиянии с музыкой и ритмом; когда мы находимся в едином порыве с толпой на стадионе или концерте в зрительном зале или на митинге, разделяя общую эмоцию со всеми присутствующими; когда участвуем в религиозном ритуале, соединяясь с высшими силами; когда мы выполняем приказы (как пел Б. Окуджава: «Как славно быть ни в чем не виноватым, совсем простым солдатом, солдатом») и чувствуем себя хорошими исполнителями, реализуя чужую волю. Последним объясняется эффект экспериментов Милгрэма и Зимбардо, в которых испытуемые применяли насилие к другим людям, а вина была заглушена.

Самые ужасные и кровожадные вещи совершаются людьми, переживающими себя частью группы, в правилах которых оправдано насилие и жестокость по отношению к прочим, не входящим в нее. Коллективная вина оказывается не только успокоением совести, но и мощным средством сплочения. Индивидуации, выходу из группы препятствует не только страх одиночества или потери связей, но и ужас испытать всю тяжесть вины за совершенные под прикрытием групповой индульгенции поступки. Феномены «круговой поруки» и общего преступления успешно используются в преступных сообществах, группировках и бандах, в политической жизни и в групповых отношениях, в которых приверженность совместности особенно важна, инакомыслие жестоко наказывается, а верность и преданность важнее честности и гуманности. Индивидуалистическая культура, с ориентацией на личную ответственность, в связи с этим становится более гуманной: принимая персональное решение, не опираясь на группу единомышленников, мы скорее проявим себя более милосердно.