
Санкт-Петербург. Дворцовая площадь. Военный парад в ознаменование 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Блокадники на торжественном параде на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
Maksim Konstantinov/Global Look Press
Термин «культурная память» был впервые использован немецким исследователем Яном Ассманом в 1992 году в работе «Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности». Его жена, Алейда Ассман, также изучает феномен культурной памяти. В своей книге «Длинная память прошлого: мемориальная культура и историческая политика» исследовательница рассуждает и объясняет, как формируется и что влияет на «культурную память».
Что такое коллективная и культурная память?
Индивидуальная память существует вместе с коллективной памятью, утверждает в своей работе Алейда Ассман. Очень многое, что мы узнаем из этого мира, напрямую связано с обществом. Некоторые моменты, как, например, истории семьи до своего рождения, мы рассказываем благодаря нашим родителям, бабушкам и дедушкам. О том, что СССР победил Третий Рейх рассказывают на уроках истории. Это не является нашей индивидуальной памятью. Это то, что помнят социальные группы, в которых мы родились и живем.
Культурная память, согласно теории Алейды Ассман, находится немного глубже.
Алейда Ассман
Jussi Puikkonen / KNAWKNAW Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen / CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org
Согласен с немецким историком в том ,что «коллективной памяти» не может быть.Память сугубо индивидуальна.Память—это то,что пережил индивидуум.
Может быть коллективное знание или представление( например,в условиях,когда историю переписывают) о том или ином событии.
Интересная статья о сути научной теории. На мой взгляд, коллективная память , если она есть , очень легко модифицируется любой длительной и успешной пропагандой. А вот приложения данной теории , например в Италии, Литве,Украине, США или Швеции были бы очень интересны.На будущее.