Фото: Simon Belcher / imageBROKER.com / Global Look Press

Фото: Simon Belcher / imageBROKER.com / Global Look Press

Если думать, что память — это мысленное повторение событий и ощущений, которые мы испытали когда-то в прошлом, то для мозга это было бы равно повторному воспроизведению однажды возникших паттернов нейронной активности. Например, при воспоминании о лице человека должны активироваться те же нейронные паттерны, что и при взгляде на его лицо. И нечто подобное действительно происходит в некоторых процессах памяти.

Однако за последние годы нейроученые неоднократно обнаруживали тонкие, но существенные различия между визуальными представлениями и воспоминаниями, при этом локализацию последних наблюдали в разных областях мозга. Правда, какое значение это имеет для изучения природы памяти, исследователи не знали.

В 2016 году группа нейробиологов создала семантическую карту мозга, где подробнейшим образом показано, какие области коры головного мозга реагируют на лингвистическую информацию в широком смысле — от лиц и мест до социальных отношений и погодных явлений. Когда эту карту сравнили с картой, показывающей, где в мозгу проявляется активность при поступлении визуальной информации, заметили значимые различия между паттернами нейронной активности. И эти различия выглядели точно так же, как те, о которых сообщалось в исследованиях зрения и памяти.

В статье об открытии, опубликованной в октябре прошлого года в журнале Nature Neuroscience, говорится, что воспоминание чаще всего не является воспроизводимой копией прошлых ощущений. Наоборот, это больше похоже на реконструкцию исходного опыта на основе его смыслового содержания. Все это может помочь ученым объяснить, почему человеческая память столь несовершенна и что на самом деле означает «помнить».