Prof. Dr. Franz Vesely, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/
Переживший Холокост Виктор Франкл, основатель третьей Венской школы психотерапии, заслужил славу одного из самых авторитетных европейских психологов еще при жизни. Он считается одним из главных основателей экзистенциальной терапии, а его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии.
Книги Франкла стоят в одном ряду с другими свидетельствами ужасов Холокоста, логотерапия считается одним из самых влиятельных направлений экзистенциальной терапии. Франкл разработал эффективную методику коррекции фобий и обсессивно-компульсивных расстройств, его труды изданы миллионными тиражами, переведены на десятки языков, а недавние русскоязычные переиздания пользуются огромной популярностью.
Вместе с тем нам известно, что Франкл работал в Вене с коллегами-нацистами, проводил этически сомнительные операции умирающим евреям, отрицал коллективную историческую ответственность австрийцев за военные преступления, поддерживал «доктрину первой жертвы» и говорил, что даже среди эсэсовцев «были хорошие и плохие».
Означает ли, что неоднозначное прошлое Виктора Франкла умаляет его научные и литературные заслуги? Поборники cancel culture наверняка ответят на этот вопрос утвердительно, но что скажут на этот счет его коллеги и биографы?