Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" (2023)

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" (2023)

«Слово пацана», финальная серия которого вышла на этой неделе, безусловно, оказался самым значимым культурным феноменом года, и, вероятно, одним из самых значимых за долгие годы. Ровно в тот момент, когда российские власти начали с песнями звать молодежь строить новую империю, фильм совершенно по-балабановски показал и рассказал, как распадался социальный клей советской эпохи; самой зловещей фигурой в итоге неожиданно оказывается комсомольский вожак.

Сложно припомнить, какое еще произведение вызвало к жизни такой вал яростной критики и противоречивых суждений. Против «Матильды» ополчались только шумные, но малочисленные царебожники, против театральных постановок с модернистским прочтением религиозных текстов, в общем, тоже только религиозная общественность, а здесь трещинами покрылась ткань совершенно светского общества — что, собственно, и ошеломляло. В отличие от предыдущих сходных сюжетов, история оказалась не герметичной, за которой зритель наблюдает со стороны: здесь он внезапно почувствовал себя внутри истории. Соцсети затопило личными воспоминаниями из самых разных городов (и из самой Казани тоже) и городков, которые подтверждают — все правда.

У сериала, вольно или невольно, оказался сильным политический подтекст.