«Слово пацана», финальная серия которого вышла на этой неделе, безусловно, оказался самым значимым культурным феноменом года, и, вероятно, одним из самых значимых за долгие годы. Ровно в тот момент, когда российские власти начали с песнями звать молодежь строить новую империю, фильм совершенно по-балабановски показал и рассказал, как распадался социальный клей советской эпохи; самой зловещей фигурой в итоге неожиданно оказывается комсомольский вожак.
Сложно припомнить, какое еще произведение вызвало к жизни такой вал яростной критики и противоречивых суждений. Против «Матильды» ополчались только шумные, но малочисленные царебожники, против театральных постановок с модернистским прочтением религиозных текстов, в общем, тоже только религиозная общественность, а здесь трещинами покрылась ткань совершенно светского общества — что, собственно, и ошеломляло. В отличие от предыдущих сходных сюжетов, история оказалась не герметичной, за которой зритель наблюдает со стороны: здесь он внезапно почувствовал себя внутри истории. Соцсети затопило личными воспоминаниями из самых разных городов (и из самой Казани тоже) и городков, которые подтверждают — все правда.
У сериала, вольно или невольно, оказался сильным политический подтекст.