Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Из Поднебесной на учебу в российские университеты прибывает все больше молодых людей. Судя по всему, к многократному количественному перевесу китайских русистов над российскими китаистами, а также китайских НИИ, изучающих Россию, над российскими институтами, специализирующимися на изучении Китая, и кроме того, экспертных изданий, посвященных «нам», по сравнению с тем, что имеется у нас и заточено на изучении нашего великого соседа, прибавится еще и «лингвистический» перевес. Знающих русский китайцев может стать многократно больше, нежели знающих китайский язык россиян. По крайней мере, ехать к нам изучать русский язык китайцев стало много больше, чем раньше.

21 год назад в России при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров и помощи столичного правительства эксперты Московского Центра Карнеги предприняли довольно репрезентативное исследование китайской миграции в Москве и на Дальнем Востоке России, в рамках которого был проведен анонимный опрос 757 представителей китайских землячеств и 620 россиян. Главной целью исследования было выяснить отношение приехавших к нам китайцев к России и ее гражданам, и наоборот – отношение россиян к Китаю и «понаехавшим» китайцам.

С тех пор китайцев у нас стало заметно больше, партнерства с Поднебесной тоже, а вот исследований по китайской теме, как ни странно, меньше.

Не найдя их следов в интернете, спросил знакомых экспертов по Китаю: «С тех пор были подобные исследования, слышали о них?» Нет, говорят.

Раз так, то попытался я самостоятельно хоть немного восполнить пробел и выяснить, как живут, чем дышат в Москве китайцы, а конкретно – китайские студенты. Тем паче в одном только МГУ их обучается сегодня свыше пяти тысяч.

Нерадивых не отчисляем

Опросил как знакомых преподавателей, так и обучаемых ими студентов, и был приятно удивлен, что они много охотней – нежели 20 лет назад (когда до четверти и более респондентов не давали или затруднялись с ответом) – общаются и отвечают на вопросы. Если не на любые, то на львиную их долю.

Начну с того, что меня несколько удивило. По опросам 20-летней давности, лишь считанные проценты проживавших тогда в России китайцев, в том числе студентов, допускали возможность обосноваться надолго в нашей стране.

Сейчас же такое намерение высказали большинство из почти десятка опрошенных мною студентов. Хотя здесь, конечно, нужно учесть, что опрашивал я в основном будущих русистов (переводчиков и филологов), которые хотят связать свою профессиональную деятельность с Россией.