Ища сравнений для нынешнего состояния общества, мы неизбежно упираемся в Средневековье. Речь, конечно, не столько о буквальных аналогиях (мор, карантины) – сколько о мироощущении: понятие «мир» для нас, как в Средние века, теперь ужалось до ареала проживания. Ожидание апокалипсиса, правда, у некоторых сменилось призрачными надеждами на возвращение социализма (в связи с утопическим предложением отдельных депутатов «Единой России» о заморозке цен на продукты) или на вожделенный «крах либерализма» (очередной колумнист «Взгляда» пишет текст на тему «либералы хуже заразы»). Введение пропусков и контроля на въезде в столицу напоминает об обычаях средневекового города; каждая квартира теперь подобна крепости. Процесс нашего одевания также напоминает процесс облачения рыцаря или знатной дамы: перчатки и маска – наши новые латы. Но, заметим, большинство из нас оказалось в «Средневековье» в привилегированном положении: по вечерам мы теперь напоминаем рыцарей с собачками. Изредка мимо нас проносятся то ли гонцы, то ли купцы – с едой или товарами в заплечных коробах.
Но все это, конечно, не более чем метафора; мало того – мы сегодня, как никогда, будучи запертыми в квартирах, тем не менее живем «единым переживанием со всем миром». Единственная корректная аналогия со Средневековьем – наше сегодняшнее переживание времени. Время в эпоху постмодерна убыстрилось: возможность не ждать можно было купить. Например, время, необходимое для перемещения: условно, «не пешком, а на машине», «не поезд, а скоростной поезд, или самолет», «не четыре часа, а час». Отношения со временем превратились в производство сэкономленного времени – излишки которого также можно было вложить во что-то ценное, и так до бесконечности. Эта гонка на самом деле не столько экономила время, сколько давала возможность забыться, не остаться со временем наедине (а, значит, и с самим собой, со своими мыслями) – что остается самым мучительным переживанием для современного человека: ради чего я экономлю время и трачу его?
И вдруг мы все, весь мир, оказались в мучительной ситуации, когда вынуждены долго, бесконечно долго и без особой надежды ждать. Впервые за десятилетия никак нельзя сократить время самозаточения, заплатив сверх рыночной цены. Допустим, относительную безопасность еще можно купить – если ты в море на яхте, или на собственном острове. Но вот ускорить вынужденный экзистенциальный простой никак нельзя; время замедлилось из-за неучастия других, то есть остального мира. Выяснилось, что твое «незаметно пролетающее время» достигается только при участии других. Без общей гонки мира твоя личная скорость не имеет значения. Самые богатые и самые бедные, таким образом, оказались в круге созависимости: выяснилось, что «все зависят от всех» теперь буквально.
ладно, не с коровой идет
Боюсь, социальное дистанцирование - это не только про безопасное расстояние на улице или в магазине. Кто-то заперт в маленькой квартире с семьей из 3-х поколений, кто-то не умеет заказывать еду в интернет-магазинах, для кого-то единственное развлечение - телевизор и радио шансон. Попалась в фб история о человеке, который хотел запостить свою картинку на тему Кустодиева в группе Изоизоляция, но был отвергнут админом по причине несоответствия высоким эстетическим стандартам этой социальной группы. Вот и в загородном поселке, где мы уже давно самоизолировались, выйдя на пенсию, публика разделилась на две группы - в одной, составляющей меньшинство, перетирают, где бы лобстеров и свежую клубнику добыть, а другие организовали фуд-банк, чтобы помочь многодетным семьям, в которых оба родителя потеряли работу, а им все еще надо выплачивать ипотечный кредит.
Слова «от обычного гриппа умирает больше» не только в комментариях негативистов. Думаю, вряд ли найдется человек, который не болел бы «обычным гриппом».
Новый вирус очень скоро, в течение нескольких месяцев, станет «обычным», когда им переболеет большинство.
Вакцина станет общедоступной гораздо позже.
А все эти шараханья друг от друга - не более чем невротический ритуал, имеющий такое же отношение к профилактике гриппа, какое запрет на труд имеет к заботе о здоровье граждан.
@Rdra Rdra "Новый вирус очень скоро, в течение нескольких месяцев, станет «обычным», когда им переболеет большинство"
Большинство может и переболеет, а вот старики - перемрут. Если беречь не их не будем. Т.е. шарахаться друг от друга.
Boris, открою вам секрет. Старики итак со временем перемрут. Это естественный процесс. Люди рождаются и люди умирают. В преклонном возрасте сопротивляемость любой болезни гораздо ниже, так как ресурсы организма уже исчерпаны. И бессмысленным обрядом с перчатками и масками вы этого не измените.
"Boris, открою вам секрет. Старики итак со временем перемрут. Это естественный процесс."
Так может не стоит ждать, тратить на них ресурсы. Загнать их всех в газовые камеры, потом сжечь. И не надо будет тратиться не только на перчатки с масками, но и на всё остальное с ними связанное. Вот только ведь рано или поздно и ваш черёд придет.
Средневековье было многообразным. Еретиков жгли на кострах и истово верующая старушка спешила подбросить в него охапку хвороста. В позднем средневековье случилось Возрождение и началась эпоха капитализма, а точнее, возник мир промышленности и свободной торговли.
Вопрос, куда мы возвращаемся, не имеет однозначного ответа. Не направлен ли на нас сейчас средневековый сумрак ночи? Хочется, чтобы морок рассеялся и засверкало утро лучезарного дня и мы, выйдя из самоизоляции, запели "Оду к радости". Но это теперь гимн ЕС, а у нас по-прежнему "Союз нерушимый". Везде архаика, но архаика архаике рознь.
мир промышленности возник в Англии, без инквизиции, как раз
Действительно, в Англии не было таких религиозных гонений и жестокости, как в Европе. Но и в Италии, развитие экономики пошло уже после ослабления святой инквизиции.
Сначала появится социальная дистанция, а потом, глядишь, и вежливое обращение.
А не только "молодой человек" и "женщина"!
"Товарищ женщина" изжили и это одолеем)).
В таком разделении - архаика и модернизм - улавливается риск того, что само направление быстро приобретет колониальный оттенок. Однако сегодняшняя ситуация требует не колониальной отсылки: Восток-Запад. Здесь актуально вспомнить сложность и масштаб человеческой природы, которая отражает одновременно самые разные атрибуты в себе: ортодоксальные, еретические, модернистские, восточные, городские, соседские... Т.е. автор невольно дает нам карантийное расписание: "перемещаться только на собственном игровом поле". Мне думается, сорокинская "деконструкция" это как раз не об этом.