«Вы когда-нибудь пробовали удалить свой аккаунт на Amazon?» – спрашивает дизайнер Гарри Бринул. Кажется, что для такого простого действия хватит и пары кликов. На самом деле процесс устроен куда сложнее. Для начала пользователь должен отправиться в раздел «Account&lists», после чего его перенаправляют на страницу с кучей гиперссылок. На каждую из них можно кликнуть, но ни одна не приведет к цели. После этого вам предстоит перейти в раздел «Help», потом еще в один, и еще. Оказавшись на очередной странице с ссылками, пользователь выбирает один из множества вариантов в графе снизу и, наконец, удаляет свой аккаунт. Кажется, Amazon не любит, когда пользователи удаляют аккаунты, не правда ли?
В 2010 году Бринул впервые описал темные паттерны – манипулятивные алгоритмы, заставляющие пользователей принимать определенные решения. Эта технология устроена намного хитрее кликбейта или рекламы. Ведь в случае с ними пользователь может понять, что авторы контента привлекают его внимание при помощи скандальных заголовков и провокационных картинок. Проблема темных паттернов в том, что человеком невольно управляет интерфейс, а сам он этого даже не замечает.
По словам Бринула, неудобный интерфейс сделан таким специально – это хитрая манипуляция, которая должна заставить пользователя сохранить свой аккаунт, остаться на платформе подольше, купить то, что он не собирался покупать. Темный паттерн любыми способами попытается не потерять пользователя.