Сергей Собянин. Фото: mos.ru

Сергей Собянин. Фото: mos.ru

mos.ru

На неделе национальная статистика COVID-19 вернулась к своим майским значениям. Более того, оказалась близка к весенним пикам. За минувшие сутки в России выявлено 10,5 тысяч зараженных коронавирусом, в одной только Москве – свыше 3300. Власть спешно умывает руки перед лицом грядущих ограничений. Ведь нет ни малейших сомнений, что в сложившейся ситуации от начала до конца будут виноваты сами граждане, если угодно, общество, беспечно продолжающее жить своей жизнью, не испытывая парализующего страха в ответ на увещевания официальных лиц. Я не иронизирую. Такой месседж читался в выступлении столичного мэра Сергея Собянина на «России 1» в четверг, в котором чиновник решил сделать акцент на прискорбной несознательности московских работодателей:

«К сожалению, рекомендации переводить на удаленную работу граждан никакого эффекта практически не дали – это же видно по количеству передвигающихся в метрополитене, по 9-балльным пробкам на дорогах. […] А ситуация сегодня практически на грани критичной. И если мы не остановим этот рост заболеваемости и госпитализаций, мы вынуждены будем принимать более жесткие меры» / «Если уже совсем не услышат [предприятия, которые нарушили “рекомендации” по количеству удаленных работников], тогда будем, конечно, вводить уже и санкции. Но, надеюсь, этого диалога уже будет достаточно, чтобы начинать переводить».

В том же упреждающем духе на неделе выступила вице-премьер правительства Татьяна Голикова, объяснившая, что а) нынешний всплеск заболеваемости происходит строго в рамках прогноза правительственных экспертов б) российское государство, как и в прошлый раз, к нему полностью готово с) а если российские граждане не готовы (то есть не слушают правительственных экспертов), то пускай пеняют на себя.

«Мы на протяжении последних двух недель наблюдаем рост численности [кейсов] коронавирусной инфекции, мы его ожидали. Я сразу скажу, что это не какая-то новость для нас. Это был неизвестный вирус, а сейчас мы понимаем, с чем имеем дело. У нас готовы медицинские работники, коечный фонд, у нас достаточно средств индивидуальной защиты» / «У нас с вами по большому счету нет выбора: либо мы соблюдаем все те меры безопасности, которые предписаны врачами, и тем самым снижаем нагрузку на коечный фонд, или мы идем в самоизоляцию, чего мы допустить не хотим, не будем и не собираемся».

Наконец, для тех, кто никак не улавливает подтекст во всей этой властной риторике, есть официальные размеры общественных настроений. В конце недели кремлевское информагенство «РИА Новости», сославшись на опрос, проведенный накануне партией «Единая Россия» (еще одной авторитетной службой, которой можно безоговорочно доверять наряду с социологами ФСО), обнародовало данные, по которым 73% россиян заранее отказываются от вакцинации. Если есть убедительный пример поистине легкомысленного поведения общества, то вот он – пожалуйста.

Татьяна Голикова / kremlin.ru

Да, но к чему все это неприкрытое перекладывание ответственности за последствия нового этапа пандемии на население? Во-первых, налицо имманентный рефлекс чиновников – демонстрация собственной непогрешимости даже в ситуации очевидной утраты контроля. А во-вторых, здесь мы имеем дело с понятным желанием власти на случай возможного локдауна заранее отказать гражданам в адекватной поддержке из соображений справедливости – политической и житейской. Если люди сами не берегут свое и чужое здоровье (и неважно, кто выступил здесь источником расхолаживающего воздействия на умы), то с чего бы государству оплачивать социальные издержки? Апрельское заявление Собянина о том, что «бюджеты треснут» в случае прямой финансовой помощи населению, за полгода не утратило актуальности. Кроме того, еще в начале сентября руководитель города с тревогой комментировал состояние московской казны. В следующем году бюджет столицы недополучит 12–15% от плановых доходов:

«Это колоссальная цифра, и “жирка” уже нет, запасов нет, резервные фонды израсходованы».

Ту же логику, по которой государство снимает с себя морально-этические обязательства за происходящее, транслируют и другие заметные участники антиковидного процесса. Доктор и телеведущий Александр Мясников, весной, напомним, ставший официальным представителем информцентра по мониторингу ситуации с распространением коронавирусной инфекции, в разговоре с «Собеседником» посчитал, что:

«Ввести карантин – это самое простое. Ну а дальше что? Что дети кушать будут? Государство, конечно, будет помогать, но казна тоже не резиновая, как я понимаю».

Любопытно при этом, что опыт первой волны пандемии убедил большинство россиян, что при любом развитии событий на государство рассчитывать глупо. Лишь треть респондентов (34%) в ходе последнего опроса Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, результаты которого были обнародованы на неделе, заметили реальную господдержку на самоизоляции. И этот результат осени 2020 года является закономерным продолжением весны. Тогда, согласно опросу компании Online Market Intelligence и центра социального проектирования «Платформа», уровень доверия к институтам государства и вера в то, что во время пандемии оно прийдет гражданам на помощь, снизились у 61% россиян. А если нет исходной веры, то не должно быть и жестокого разочарования в действиях властей. Но те на всякий случай все-таки предупреждают – берегите себя и не обольщайтесь. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госцифровизация. «Мошенники есть почти в каждом третьем учреждении службы исполнения наказаний»