Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

В 2020 году на ежегодном Всемирном экономическом форуме его создатель и бессменный руководитель, немецкий экономист Клаус Шваб представил концепцию «великой перезагрузки» («The Great Reset») – глобальный социально-экономический и политический план по радикальному переустройству современных государств после пандемии. В поддержку этой идеи он опубликовал книгу «COVID-19: великая перезагрузка», в которой прямо говорит, что коронавирусный кризис создает «идеальное окно возможностей» для начала четвертой промышленной революции.

Идея вошла в медиапространство одновременно с очередным витком протестного движения Black Lives Matter и сначала оставалась в его тени. Но потом она привлекла к себе внимание широкой общественности, но не совсем так, как хотелось бы автору.

Глобализация, цифровизация, трансгуманизм, отмена собственности и самоидентификации – многое смешалось в концепции «великой перезагрузки», в которой читатели усмотрели и марксизм, и социализм. Алармисты по-своему интерпретировали некоторые предсказания Шваба, конспирологи увидели в его концепции доказательство искусственного происхождения пандемии и инструмент контроля популяции. Возмущение высказывали сперва в основном маргиналы в соцсетях, но затем к ним присоединились и известные комментаторы (например, некогда звезда телеканала Fox News Гленн Бек), а информационным агентствам пришлось провести фактчекинг и изобличить фальсификаторов.

Масла в огонь подлила поддержка идей Шваба известными персонами вроде принца Чарльза, а также заявления политических лидеров: Джон Керри подтвердил заинтересованность Джо Байдена в «перезагрузке», а Джастин Трюдо повторил слова Шваба об «окне возможностей». Это породило новую волну комментариев (как в Канаде, так и в других странах) о том, что заговорщики глобальной элиты используют пандемию для претворения ряда провокационных социалистических (левоцентристских) и климатических курсов.