
Джек Джонсон и его желтый «роллс-ройс»: фрагмент обложки пластинки Майлза Дэвиса «Tribute to Jack Johnson» (1971). Для Дэвиса, который занимал непримиримую позицию по отношению к расизму, знаменитый боксер был одной из главных ролевых моделей
4 июля 1910 года в городе Рино, штат Невада, должен был состояться исторический боксерский поединок: чернокожему чемпиону в тяжелом весе предстояло защитить свой титул в бою против незнаменитого белого боксера.
Поединок, который газеты заранее окрестили «битвой столетия» (хотя шел только 1910-й и впереди у нас было еще 90 лет), должен был стать решающим аргументом в вековом споре о расовом превосходстве – и все дьяволы ада были готовы сорваться с цепей в расово разделенной Америке.
Американский писатель и журналист Крис Лэмб (Сhris Lamb) автор книги «От Джека Джонсона до Леброна Джеймса: спорт, медиа и цветной барьер» рассказывает эту историю в своей колонке для издания The Conversation. С любезного разрешения автора и журнала публикуем в открытом доступе перевод этого текста.
Важно: все материалы издания The Conversation публикуются на правах Creative Commons, то есть могут быть свободно размещены в других медиа или социальных сетях при условии сохранения полного доступа к тексту и соблюдения правил републикации. Однако права на русский перевод текста полностью остаются за переводчиком и журналом «Republic. Книги».
Забегая вперед, скажем, что Джек Джонсон по кличке «Черный гигант» отправил в нокаут Джеймса Джеффриса, которого газетчики неизменно называли «Великой белой надеждой», и затем дьяволы и в самом деле сорвались с цепи: по многим штатам прокатились кровавые столкновения на расовой почве, в которых погибли не менее двух десятков человек (почти все – чернокожие), а еще сотни были ранены и арестованы.
Я начинаю свою книгу именно с боя Джонсон – Джеффрис, поскольку это событие оказало глубокое влияние на историю расизма в американском спорте – историю, которая далеко не изжита и сегодня.
По словам историка Джеффри Уорда, автора биографии Джонсона «Непростительная чернота»,
«ни одно событие в мирное время ни до, ни после этого не приводило к такому взрыву расового насилия – вплоть до убийства доктора Мартина Лютера Кинга 58 лет спустя».
Победа Джонсона в «самом мужественном виде спорта», как тогда называли бокс, наглядно опровергала претензии белых на полное (в том числе и физическое) превосходство над «низшей расой». А сам Джонсон уже задолго до «битвы столетия» открыто демонстрировал, что афроамериканцы больше не желают мириться с доминированием белых – и, конечно, белые американцы не готовы были ему это простить.
«Чрезмерно отчуждающее поведение»
Джонсон родился в Галвестоне, штат Техас, в 1878 году – то есть как раз в то время, когда в американской истории началась «эра Джима Кроу».
«Джим Кроу» – нарицательное расистское обозначение афроамериканцев, взято из одноименного комического скетча середины XIX века: белый актер с вымазанным сажей лицом сатирически изображал «негра-недотепу». «Законы Джима Кроу» – это целый пакет сегрегационных актов, принятых на Юге после окончания Гражданской войны и периода Реконструкции и остававшихся в силе до середины XX века.
За год до рождения Джонсона президентом США (в ходе едва ли не самых грязных выборов в истории Америки) стал Резерфорд Бёрчард Хейс, пообещавший трем бывшим штатам Конфедерации – Южной Каролине, Флориде и Луизиане, – что он выведет оттуда федеральные («северные») войска, которые служили хоть какой-то гарантией того, что на Юге будут проводиться реформы, направленные на уменьшение расового неравенства (впрочем, и так весьма ограниченные).
Когда солдаты янки ушли, белые южане тут же снова лишили своих чернокожих сограждан избирательных прав, а также приняли дополнительные законы о сегрегации, которые поддерживались абсолютно незаконными средствами – в том числе с помощью жестокого произвола полиции и судов Линча. Пресса южных штатов, в свою очередь, старалась всячески поддерживать существующий общественный уклад, распространяя мифы об «исконном превосходстве» белых.
Вся боксерская карьера Джонсона бросала вызов этим мифам. Он отправлял в нокаут одного белого бойца за другим – и при этом позволял себе открыто издеваться и над противниками, и над толпой белых зрителей. Он был дерзок, высокомерен и демонстрировал подчеркнутое презрение к белым. Он носился по улицам белых кварталов на сияющих дорогих машинах ярких цветов, броско и очень дорого одевался, проводил время в компании игроков и проституток и – какой скандал! – позволял себе заводить романы с женщинами «высшей расы» (все его четыре жены были белокожими). Последнее, кстати, возмущало не только белых расистов: знаменитый афроамериканский общественный деятель, социолог и писатель Уильям Эдвард Дюбуа порицал подобное поведение как «чрезмерно отчуждающее».
«Черный гигант»: Джек Джонсон на почтовой открытке начала XX века
Навстречу «битве столетия»
В 1908 году Джонсон уверенно выиграл титул в супертяжелом весе, легко отправив в нокаут действующего чемпиона Томми Бернса. Писатель Джек Лондон в репортаже для газеты New York Herald назвал поединок «бессмысленным избиением». Как и многие другие журналисты, Лондон призвал бывшего чемпиона-супертяжеловеса Джеймса Джеффриса, который к тому времени уже ушел на покой, вернуться на профессиональный ринг и «стереть эту улыбочку с лица Джонсона».
Джеффрис принял вызов и сделал публичное заявление, что «вернет себе титул чемпиона великой белой расы в тяжелом весе». Восторженная публика немедленно окрестила его «Великой белой надеждой».
Принципиальный характер поединка был очевиден для всех. Газета Chicago Defender, рупор чернокожей общины Чикаго, писала, что Джеффрис и Джонсон «наконец решат извечный вопрос о расовом превосходстве». Газета Daily News из города Омаха, штат Небраска, со своей стороны, выражала уверенность, что победа Джеффриса «несомненно и окончательно» подтвердит превосходство белой расы. А если он, не дай бог, проиграет, то… это превосходство в любом случае не подлежит сомнению.
Вообще-то уже задолго до боя появились признаки того, что белые любители бокса очень боятся поражения Джеффриса. Возникли и опасения, что страсти вокруг этого возможного поражения не ограничатся боксерским рингом, а выплеснутся на улицы городов и будут иметь тяжелые последствия для всего общества. Газета The New York Times предупреждала:
«Если чернокожий победит в “битве столетия”, то тысячи и тысячи его невежественных собратьев неверно истолкуют эту победу».
Пейзаж после битвы
Джонсон в конце концов одолел Джеффриса, и в «больших» газетах началась настоящая расистская истерика, в которой страх был смешан с угрозами. The Los Angeles Times, обращаясь разом ко всему чернокожему населению Америки, писала:
«Не слишком высоко задирайте нос. Не слишком сильно выпячивайте грудь. Не хвастайтесь слишком громко. Не надувайтесь от радости, словно пузыри. … Ваше место в мире останется таким же, каким оно и было. Вы не поднялись на более высокую ступень, вы не заслуживаете какого-то нового, иного обращения – и вы не получите его».
Спустя почти столетие газета в колонке «Позор нам» извинилась за эту передовицу 1910 года, но в начале XX века подобные статьи были восприняты многими как руководство к действию: «черномазых» следовало любыми средствами «поставить на место».
Когда бригада чернокожих строителей решила отпраздновать победу Джонсона недалеко от городка Ювалда, штат Джорджия, белые соседи начали стрелять. А когда участники праздника разбежались и попытались скрыться в лесу, белые выследили их с собаками, убив троих и ранив пятерых.
По сообщениям местных СМИ, подобные сцены повторялись по всей стране. Когда какой-то чернокожий в Хьюстоне позволил себе публично выразить радость по поводу исхода боя, некий белый мужчина «перерезал ему горло от уха до уха». Другой темнокожий мужчина в Уилинге, Западная Вирджиния, просто ехал по улице за рулем дорогой машины, как Джонсон, и толпа вытащила его из машины и линчевала. Тем временем в Нью-Йорке белые гангстеры подожгли многоквартирный дом, в котором жили чернокожие, а затем заблокировали дверь подъезда, чтобы никто уж точно не смог сбежать.
Пытаясь справиться с насилием, власти многих городов запретили показывать в кинотеатрах кинохронику боя Джонсон – Джеффрис: ни черные, ни белые не должны были видеть, как «черномазый» избивает белого человека. А в 1912 году Конгресс «в целях борьбы с распространением насилия» вообще запретил перевозить через границы штатов фильмы о боксерских поединках.
Тем временем Джонсон превратился в настоящий символ, знамя эмансипации чернокожего населения.
«Самим своим существованием он отвергал благостный образ “доброго негра”, который, комкая в руках шляпу, снизу вверх обращается к “белому хозяину” с почтительной просьбой, – пишет Рэнди Робертс в своей книге Джонсона “Папа Джек”. – Неудивительно, что его воспринимали как угрозу общественному порядку Америки».
По словам историка Джеффри Сэммонса, Джек Джонсон превратился в настоящую модель «плохого негра»:
«Его выставляли напоказ, сделали из него образец, аргумент в пользу того, что чернокожие “должны знать свое место”».
В 1912 году Джонсона арестовали за то, что он «загипнотизировал и похитил» белую девушку Люсиль Кэмерон (заявление в полицию подала мать девушки). В результате боксер был осужден на год тюрьмы за нарушение так называемого закона Манна, известного также как «закон о торговле белыми рабами».
Закон Манна запрещал перевозку через границы штатов «женщин или девушек с целью проституции, разврата или любых других аморальных действий». Критики закона считали его расово мотивированным: закон исходил из бытовавшей в то время расистской теории заговора, согласно которой коварные чернокожие сутенеры соблазняют и вовлекают в проституцию «наивных и невинных» молодых белых женщин.
После приговора Джонсон бежал за границу и в течение семи лет отстаивал свой титул, проводя бои в разных странах мира. Лишь в 1920 году он вернулся в Чикаго, чтобы отбыть свой срок (к тому моменту сокращенный до 10 месяцев). В мае 2018 года президент США Дональд Трамп формально помиловал Джонсона – через 72 года после смерти боксера.
Наказание Джонсона должно было послужить уроком для других чернокожих спортсменов, какими бы талантливыми они ни были. И спринтера Джесси Оуэнса, и боксера Джо Луиса предупреждали, что они должны быть «правильными неграми», которые знают свое место и не бросают вызов расовому статус-кво. В большинстве командных видов спорта смешанные команды были официально запрещены – эта норма была известна как «цветной барьер» (color line), – а в тех видах, где это было позволено, на чернокожих спортсменов подчас совершались жестокие нападения прямо во время игры. В 1923 году Джек Трайс, первый черный игрок в американский футбол в команде колледжа штата Айова, умер из-за травм, полученных в ходе матча в результате спланированного нападения трех белых игроков команды противника.
Конец «цветному барьеру» в профессиональном бейсболе был положен только в 1947 году, когда президент и владелец бейсбольного клуба Brooklyn Dodgers Бранч Рики подписал контракт с чернокожим игроком Джеки Робинсоном. Рики уговаривал Робинсона не бояться риска на бейсбольном поле – «беги как сумасшедший, рви с них штаны», – но при этом вести себя осторожно вне игры:
«Мне нужен такой игрок, у которого хватит выдержки, чтобы не драться с кем попало».
Джеки Робинсон пообещал, что не будет реагировать на расистские оскорбления с трибун и даже на попытки физического насилия со стороны белых игроков: только в таком случае чернокожий бейсболист был приемлем для белой Америки.
Перевел и дополнил Александр Туров.
Что еще почитать:
Непобедимые любовники: история подвигов военного отряда, составленного из гомосексуальных пар.
«Правильное поведение вознаграждается отсутствием наказания»: как Китай построил в Синьцзяне идеальное полицейское государство.
«Никто, кроме его жены и детей, не считал, что с ним что-то не так». Кто виноват в домашнем насилии?
Я не понимаю, какие эмоции должен вызыватьэтот текст? Чему научить? Толерантности? Но зачем учиться на историях столетней давности? Давайте ещё за феминизм топить рассказывая придания про Средневековье?
Неужели для автора не очевидно, что именно контраст между существующей реальностью и прошлым - основная преграда для эмпатии в адрес угнетаемых? Я уж не говорю про явные манипуляции, вроде "расизм в спорте до сих пор не побежден"? Да разве не очевидно, что темнокожие показывают лучшие результаты в летних играх, преимущественно командных, а белые - в зимних? В эти бредни про расизм в профессиональном спорте могут поверить только наивные дурачки, не понимающие, насколько циничен, аполитичен, беспринципен любой крупный бизнес, в том числе и спортивный. Там нет места никаким грехам, кроме алчности.
А как понять, в какой части текст является переводом, а в какой - дополнением авторства переводчика?
А по-моему, вся эта негритянская повестка уже отъехала.
Бедные бедные негры. Зато теперь они с удовольствием линчуют белых и азиатов, а детям в школах официально преподают CRT , чтобы белые дети с детства умели унижаться комплексом вины перед неграми. Самоубийцы либеральные.