
Франс де Вааль. Фото: Catherine Marin
Голландско-американский приматолог Франс де Вааль в 2007 году был включен журналом Time в список 100 самых влиятельных людей мира. Одна из его книг — «Внутренняя обезьяна. Двойственная природа человека» — вышла в начале лета на русском языке в издательстве «Альпина нон-фикшн». (Журнал «Книги» публиковал главу из нее.)
В интервью журналу «Будущее» де Вааль рассказал о сходствах и различиях в политической жизни людей и шимпанзе, эволюционном значении морали, а также о многом другом — в том числе о теме его следующей книги.
— Во «Внутренней обезьяне» вы концентрируетесь на базовых стимулах, которые движут всеми приматами, — таких как секс, насилие, борьба за власть… Можно ли сказать, что они же во многом определяют и наше поведение?
— Да, социально мы очень похожи на других приматов. Мы ценим те же вещи: близкие отношения, общение, хорошую атмосферу в группах, в которые мы входим. Но для нас важен и наш статус, и отсюда происходит насилие. При этом мы очень изобретательные приматы — иногда в негативном смысле: например, устраиваем геноцид, чего животные никогда не делают. Мы настолько изобретательны, что иногда создаем огромные проблемы для самих себя. Но в целом все те же базовые стимулы секса, насилия, контакта и групповой жизни есть и у нас, и вместе они служат общему выживанию.
Люди обычно считают, что в дикой природе выживание обязательно значит соревнование, жестокую борьбу за существование. Но зачастую выживание означает как раз сотрудничество с собратьями. Многие виды животных очень склонны к кооперации, им нужно жить в группах и сотрудничать друг с другом. Одним из первых внимание на это обратил русский ученый Петр Кропоткин. Но и сегодня большинство людей представляет себе природу как конкурентную среду. Но это еще и среда сотрудничества.
Спасибо, очень интересно
Человек все-таки не только социальное животное, но и биологическое. Мне, как экономисту, очень интересны были работы этологов Конрада Лоренца и Виктора Дольника. С большим интересом прочел и эту статью.
Все-таки редукционизм - это пустая трата времени. Сборище поверхностных банальностей, воды и "советов от кэпа". Потому что, пытаясь свести людей к обезьянам, ничего интересного не получишь, как ни старайся.
аххахахахахахахахаххаах
Это не редукционизм — автор не отождествляет людей с обезьянами, он говорит лишь об общих чертах и постоянно делает акцент на существенных отличиях. Редукционизм же такие отличия отрицает (игнорирует).
Очень интересное интервью, спасибо!
Рад, что вам понравилось!