Сергей Гуриев

Сергей Гуриев

Фото: youtube.com

Владимиру Путину удалось воплотить в жизнь почти идеальную для своего режима модель «Застоя-2», и коррупция — «не баг, а фича» путиномики, говорит профессор экономики парижского Института политических исследований (Sciences Po) Сергей Гуриев. Republic поговорил с экономистом о том, почему российское правительство не может справиться с растущими ценами и повысить реальные доходы граждан, о связанных с репрессиями рисками для самого Путина и реформах, которые могли бы улучшить положение жителей России.

«Российские власти просто смирились со смертностью от коронавируса»

— На последнем совещании по стратегическому планированию президент Владимир Путин сказал, что экономика восстановилась «практически до докризисного уровня и идет дальнейшее развитие». Насколько оправданным вам кажется такой оптимизм? Как Россия проходит пандемию с точки зрения экономики, если сравнивать с сопоставимыми странами?

— Я бы не сказал, что слова «экономика восстановилась до докризисного уровня» — оптимистичные. Потому что докризисный уровень не является сверхвысоким. С одной стороны, сказанное Владимиром Путиным — правда. Экономика России в 2020 году упала не так сильно и практически полностью восстановится в 2021 году. Более того, дальше она будет достаточно быстро расти — по отношению к докризисным темпам своего роста.

В других странах падение в 2020 году было глубже, восстановление в 2021-м будет более медленным, чем в России. Потому что эти страны вводили больше ограничительных мер и в прошлом, и в нынешнем году. Америка и Европа вводили существенные ограничения весной 2020 года, осенью 2020-го и весной 2021-го. Каждая из волн коронавируса считалась слишком серьезной, чтобы не закрывать экономику при растущей смертности.

А в России был сделан сознательный выбор. После первых ограничительных мер 2020 года российские власти, видимо, по политическим причинам (нужно было провести парад и голосование), перестали ограничивать экономику. И осенью решили не закрывать экономику, так как, видимо, считали, что это слишком ударит по темпам роста. Российские власти просто смирились со смертностью.

Смертность от ковида на душу населения в России выше, чем почти в любой другой стране мира. Избыточная смертность в России, по одним оценкам, составила уже 0,5 млн, по другим — подбирается к 0,7 млн. Это заоблачные цифры. С экономической точки зрения Россия прошла эту пандемию относительно успешно, но это было достигнуто ценой высокой смертности и высокой заболеваемости. Есть данные, что в России коронавирусом переболело порядка 30 млн человек. Долгосрочные последствия ковида еще не изучены, но есть основания опасаться, что у переболевших качество жизни и работоспособность могут пострадать в ближайшие несколько лет.

Поэтому пока нельзя сказать, насколько успешно Россия проходит пандемию с точки зрения общественного благосостояния. То есть да, Владимир Путин говорит правду, когда говорит, что экономика пострадала не сильно, но это стало следствием того, что почти не вводили ограничений.

— Как вы считаете, в этом решении для Кремля было больше политического или экономического? Если одно от другого вообще можно разделить.

— Это был осознанный выбор в пользу экономики. Тут надо сказать, что еще очень важная часть этого выбора — отсутствие поддержки населения и малого бизнеса. Весной 2020 года были дискуссии о том, что необходимо хотя бы частично потратить Фонд национального благосостояния (ФНБ) для поддержки наиболее уязвимых домохозяйств. Только я лично подписал два коллективных письма с призывом сделать это. В мае 2020 года Алексей Навальный создал программу «Пять шагов», где он требовал потратить деньги ФНБ на поддержку врачей, населения, малого и среднего бизнеса. Самое смешное, что после того, как эту программу провластные пропагандисты заклеймили популизмом, Владимир Путин взял из нее один из элементов и реализовал — поддержку семей с детьми.

Но в целом российские власти решили сэкономить ФНБ на черный день, хотя, казалось, куда уж чернее, чем 2020–2021 годы, когда погибло больше полумиллиона наших сограждан? И сегодня по официальным данным продолжает погибать почти по 800 человек каждый день. Это фантастически высокий уровень, российская смертность в июле 2021 года — это 10% мировой смертности.

Отказ властей от поддержки населения и малого и среднего бизнеса заставил граждан России продолжать работать. Сказалось то, что у 2/3 российских семей нет никаких сбережений. Они не могли позволить себе сидеть дома.

Есть открытые данные Google и Apple Mobility Data, вы можете посмотреть, сколько жители разных стран проводили времени дома, в магазине, в парке, на работе. Если взглянуть на эти данные, то видно, что, в отличие от граждан других стран, даже в самые тяжелые времена российские граждане не соблюдали изоляцию. Не потому, что они самоубийцы, а потому, что у них не было денег и государство им не помогало.

Владимир Путин во время заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам

Фото: Kremlin.ru

— Сейчас в России ставятся новые антирекорды по количеству заболевших, но при этом, за исключением некоторых ограничений в Москве, никакого локдауна не наблюдается. Видимо, людей просто не хотят пугать перед выборами.

— Надо понимать природу российского режима. Российский режим считает, что раз он контролирует информационную сферу, он может убедить людей в чем угодно. Поэтому так много вранья относительно количества заболевших и умерших. Российские власти понимают, что с точки зрения смертности все ужасно. Но они решили, что народу об этом не расскажут.

Мы видим это и по растущему давлению на журналистов, ведь в такой момент информация становится критически важной. Усиливается давление и на оппозиционных активистов, которые работают при помощи социальных сетей, ютуба. Для российской власти крайне важно закрыть эти каналы информации. Я уверен, что одна из главных причин, по которой Алексей Навальный был сначала отравлен, а потом посажен в тюрьму, — то, что он является крайне успешным коммуникатором. Его ютуб-канал, особенно четверговую передачу, смотрело все больше людей. Поэтому для российской власти перед каждыми выборами и вообще в целом было страшно смотреть на то, как популярность Навального растет, а популярность Путина падает. На ютубе можно узнать, сколько людей погибло из-за сознательного экономического выбора российских властей.