Алексей Навальный с женой и сыном. Фото: navalny / instagram

Алексей Навальный с женой и сыном. Фото: navalny / instagram

Так уж сложилось, что кроме календарного и учебного года, в Российской Федерации есть еще один год — политико-апокалипсический, который длится от августа до августа. Минувший год, безусловно, носит имя Навального. События, которые произошли с ним за этот год, не только стали роковыми для России, но и разнеслись эхом по всему миру.

Неудавшееся убийство

20 августа 2020 года самый яркий и эффективный российский оппозиционный политик был отравлен боевым нервнопаралитическим ядом под названием «Новичок» и должен был, по задумке своих убийц, умереть в самолете, летевшем рейсом Томск-Москва, или, если ситуация выйдет из-под их контроля, в Омской больнице скорой помощи №1. То, что он выжил, — это настоящее чудо, хотя каждому этапу этого чуда есть рациональное объяснение.

Вот так свое воскрешение спустя год описал сам Алексей Навальный в Instagram (правда, теперь ему приходится писать в своих соцсетях при посредничестве адвокатов):

«Никак не могу понять, какой день мне праздновать как второй день рождения. 20 августа, когда мне казалось, мне кранты, и я умер в самолете, летящим из Томска в Москву? Дату 17 дней спустя, когда я технически вышел из комы? Или день, когда я снова осознал себя и понял, где я и почему (затрудняюсь, кстати, даже назвать этот день)?

Видимо, все-таки сегодня — 20 августа. Я потом еще долго лежал, как овощ на грядке, но все главное произошло в этот день. Пилоты быстро посадили самолет и дали мне шанс на спасение. Врачи скорой профессионально вкололи, что надо, и я дожил до больницы. А потом вы все стали возмущаться и не дали тихо придушить меня подушкой в омской больнице или просто отключить от аппарата ИВЛ.

Поэтому еще раз спасибо всем. Благодаря вам все сложилось отлично, я выжил и попал в тюрьму! (Ха-ха-ха. Извините, не смог удержаться). Все действительно сложилось отлично, и я получил второй шанс жить и принимать те решения, которые считаю правильными и честными».

Алексей Навальный не только выжил вопреки всем обстоятельствам, но и сам разоблачил своих убийц. Его разговор по телефону с одним из исполнителей преступления шокирует и восхищает одновременно. Шок вызывает будничность поставленных на поток убийств (о чем мы узнали благодаря все тому же неудавшемуся и разоблаченному в подробностях отравлению Алексея Навального). Восхищает мужество и самообладание Алексея, на наших глазах разоблачающего разветвленную государственную систему ликвидации людей, по разным причинам неугодных тем, у кого в руках оказалась вся власть в стране.

Еще одно шокирующее открытие, ставшее достоянием гласности из-за покушения на Навального, — это наличие в системе российского здравоохранения немалого количества «убийц в белых халатах». Не тех профессиональных убийц с дипломами врачей, которые работают в спецслужбах, а обычных врачей и руководителей лечебных учреждений, которые работают по специальности и одновременно совершают преступления против жизни и здоровья своих пациентов, выполняя противоправные приказы спецслужб. Словосочетание «Омская больница» стало именем нарицательным, потому произошедшее там — фальсификация анализов и диагноза, попытка убить своего пациента, попытка скрыть эти преступные действия — может произойти и, скорее всего, уже не раз происходило в других российских больницах. Особенно это впечатляет в сравнении с лечением Навального в берлинской клинике «Шарите», где его поставили на ноги и выяснили, чем он был отравлен.

Возвращение

Возвращение Алексея Навального после лечения в Германии в Россию — это политический акт огромной силы. Для всех и более всего для самого Алексея было очевидно, что он — личный враг президента России Путина, и что после неудачи с отравлением «Новичком» и последовавшим разоблачением ненависть Путина, который не может произнести вслух слова «Алексей Навальный», заменяя его имя различными эвфемизмами, возросла многократно. Но Алексей все же отправился прямиком в «логово врага».

Путин в своей ненависти оказался совершенно предсказуемым. Самолет, в котором супруги Алексей и Юлия Навальные 17 января 2021 года летели в Москву, посадили в другом аэропорту. Алексея схватили и заковали в наручники сразу при вступлении в зону пограничного контроля аэропорта «Шереметьево». Схватили, чтобы больше не выпустить. Затем последовала череда фарсовых судебных представлений, в ходе которых Навального признавали виновным вопреки закону, логике и здравому смыслу.

Задержание Навального в «Шереметьево» производили сотрудники отдела розыска оперативного управления УФСИН, так как якобы Навальный, находясь в коме и на лечении в Германии, нарушил правила поведения во время испытательного срока по делу «Ив Роше» и был объявлен в розыск. И это несмотря на то, что весь мир знал, где и почему находится Навальный. Прямо в УВД подмосковных Химок прошло выездное заседание суда, арестовавшее политика на 30 суток, а 2 февраля Симоновский районный суд заменил Навальному условный срок по делу «Ив Роше» на реальный, и это после того как еще в 2017 году ЕСПЧ постановил, что приговор Алексею Навальному и его брату Олегу был произвольным и необоснованным.

К годовщине отравления Навального в Германии издали русско-немецкий сборник его судебных речей, произнесенных после возвращения в Россию: 18 января на судебном заседании о продлении срока задержания в УВД города Химки; 2 февраля в Симоновском районном суде Москвы на процессе по нарушению условий испытательного срока по делу «Ив Роше»; 20 февраля на апелляционном заседании в Мосгорсуде по тому же делу; в тот же день в Бабушкинском районном суде по делу о «клевете на ветерана».

Книга сразу стала бестселлером. В Германии Навального отныне воспринимают как продолжателя традиций мирного сопротивления, чей моральный авторитет и личная харизма ставят его на уровень Вацлава Гавела, академика Сахарова и других легендарных диссидентов. И не только в Германии.

Примерно в то же время в Великобритании вышло первое большое академическое исследование про Навального и его сторонников «Навальный: враг Путина, будущее России?» (Navalny: Putinʼs Nemesis, Russiaʼs Future?). Один из его авторов, Бен Ноубл из Университетского колледжа Лондона, говорит, что побудила их к написанию книги ее востребованность обществом.

В СИЗО «Лефортово» и в колонии у Навального, еще до конца не выздоровевшего от последствий тяжелого отравления, начались серьезные проблемы со здоровьем. Но вместо обследования и лечения он получил пытку бессонницей, его признали «склонным к побегу» и будили сначала каждый час, потом каждые два часа в течение ночи для проверки, не сбежал ли он с тюремной шконки. Чтобы добиться медицинской помощи, 31 марта Навальный объявил голодовку в колонии и держал ее до 23 апреля, пока к нему не пустили, наконец, гражданского врача.

Нанося непоправимый вред своему здоровью, рискуя не выжить, Алексей знал, на что он идет, ведь голодовка — это единственный доступный для российского заключенного способ борьбы за свои и чужие права. Особенно для сидящего по политическим мотивам.

«С каждым днем я все более закоренелый преступник»

Все, и больше всех сам Навальный, понимают, что находиться в заключении он будет не до конца назначенного судом срока, а столько, сколько захочет Путин, к услугам которого весь репрессивный аппарат государства.

Уже сейчас в дополнение к существующим приговорам против врага Путина №1 возбуждено еще как минимум три уголовных дела: об оскорблении судьи на процессе по делу об «оскорблении ветерана», о «хищении собранных с граждан средств», о «создании организации, посягающей на личность и права граждан». Но так как кроме оскорбленной судьи Акимовой других потерпевших по этим уголовным делам нет, полиция уже несколько дней рыщет по Москве в их поисках. Какие-то люди в штатском с «корочками» полицейских приходят в дома граждан, зарегистрированных в слитой бывшим сотрудником одной из структур Навального базе «Умного голосования», и просят их подписать бумаги о признании себя потерпевшими. Уже посетили более 700 человек, но, кажется, «потерпевших» пока не нашли.

В присущей ему шутливой манере Навальный прокомментировал свои новые уголовные дела:

«С каждым днем я все более закоренелый преступник. Вчера утром за мной пришел конвоир, отвел меня в комнату, где стоял самовар! Не шучу. И чашки для чая. Кроме самовара, в комнате был следователь по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета России. Он сообщил мне, что в нашей Россиюшке расследуют аж три новых особо важных дела. Ими занимается на самом высшем уровне 21 следователь. И преступник по всем трем уголовным делам я — Навальный Алексей Анатольевич. Во-первых, я, по утверждению следователей, украл все пожертвования, отправленные вами в ФБК. Постановление на 3 листочках, доказательств вообще никаких. Просто написано «похитил». Вот и все. Че там доказывать, вы его фамилию видели? Против него любые дела можно возбуждать. Во-вторых, против меня возбуждено дело по очень экзотической статье 239 «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». Следователи обвиняют меня в том, что я «побуждал граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей». Постановление тоже на 3 листочках, и из доказательств там есть то, что я без разрешения опубликовал фильм «Дворец Путина». Ха-ха-ха. Ну и третье мое преступление, расследуемое самой высшей следственной инстанцией, — это оскорбление судьи Акимовой. Той самой тетеньки, которая вела сфабрикованное дело об «оскорблении ветерана», поразившее всех юристов страны. Как именно оскорбил, тоже не указано. Тоже просто «Навальный оскорбил — вот ему новое уголовное дело». Мой мощный преступный синдикат растет. Я совершаю все больше преступлений. Все больше и больше следователей заняты мной, а не такой ерундой, как убийства, грабежи и похищения людей».

Ангела Меркель

Подобное происходило и с предыдущим политзаключенным и врагом Путина №1 — Михаилом Ходорковским. Ему тоже «сшили» новое уголовное дело, когда срок по предыдущему стал истекать. И на свободу через 10 лет он смог выйти не по решению суда, а по распоряжению Путина, когда тот помиловал Ходорковского в связи с тяжелой болезнью его матери. На самом деле никакие гуманные побуждения Путину не знакомы. Ходорковского он отпустил по «настоятельной просьбе» канцлера Германии Ангелы Меркель, переданной ему через искусного дипломата, экс-главы МИД ФРГ Ганса-Дитриха Геншера. А смертельная болезнь матери Ходорковского стала удобным и электорально выигрышным поводом, которым Путин не преминул воспользоваться, ведь он всегда ревниво следит за своим рейтингом.

На то, чтобы найти у Путина уязвимое место, надавив на которое, Меркель и Геншер смогли освободить Ходорковского, ушли годы. С тех пор Путин, наверное, предпринял меры, чтобы не попасться на ту же уловку вновь.

Ангела Меркель приняла активное участие и в судьбе Алексея Навального. «У нее, дочери пастора, выросшей в социалистической ГДР, была своего рода встроенная "сигнализация против цинизма", которая срабатывала всякий раз, когда она имела дело с деятелями типа Путина — "плоть от плоти советскими людьми"», — считает политолог Манфред Заппер, которого цитирует Deutsche Welle.

Меркель шокировало покушение на Навального. Она посетила его в клинике «Шарите» и выступила с жестким заявлением, в котором указала, что отравление оппозиционного российского политика ставит «серьезные вопросы, на которые может ответить только правительство России — и оно должно это сделать».

20 августа 2021 года — в годовщину отравления Навального — фрау Меркель посетила Путина. На совместной пресс-конференции по итогам переговоров с президентом России Меркель сказала, что существует «очень угнетающая ситуация вокруг Алексея Навального», приговор «вынесен ему на основе решения суда, которое ЕСПЧ назвал произвольным и несоразмерным». «Для нас это неприемлемо, и я это выразила и потребовала освобождения Алексея Навального и подчеркнула, что мы будем дальше следить за этим делом», — сообщила журналистам Меркель.

В ответ Владимир Путин заявил следующее: «Что касается фигуранта, о котором вы упомянули, он осужден не за свою политическую деятельность, а за криминальное правонарушение в отношении иностранных партнеров».

Зачистка оппозиции

«Неудавшееся покушение на Алексея Навального стало первым звеном в цепи событий, которые кардинально изменили политическую жизнь России. За несколько месяцев от ставшего привычным давления на оппозицию и преследования отдельных ее представителей режим Путина перешел к законодательно оформленной зачистке российской политики от всех людей и структур, готовых и способных противостоять ему», — считает политолог и публицист Федор Крашенинников.

Проекты, которые годами создавал Алексей Навальный со своими соратниками, признаны экстремистскими организациями, многие соратники оппозиционера находятся под уголовным преследованием, часть из них вынуждена была бежать из страны.

Придуманное Навальным «Умное голосование» — единственный в сложившихся условиях действенный механизм борьбы с партией власти — не на шутку ее пугает. Все, что так или иначе связано с «Умным голосованием», подвергается жесточайшему давлению со стороны государства. Роскомнадзор заблокировал 50 сайтов, связанных с Навальным, но сайт «Умного голосования», перенесенный на серверы Google, заблокировать пока не может. Хотя это дело времени. Поэтому соратники Навального готовятся к полной блокировке сайта и заранее просят своих сторонников скачивать приложение Алексея Навального в AppStore, так как ограничить его работу будет сложнее. 19 августа 2021 Роскомнадзор потребовал от Apple удалить приложение Алексея Навального под предлогом того, что оно используется «для пропаганды деятельности и реализации мероприятий экстремистских организаций».

Важной составляющей тотальной зачистки политической оппозиции является уничтожение независимой журналистики. Свобода слова — это мощный ресурс общества, который способен противостоять тоталитаризму. Поэтому власть пытается его ликвидировать, используя для этого целый пакет законов про «иностранных агентов», дающий ей сомнительную с точки зрения духа закона возможность без суда и разбирательства и даже без объяснений причин поражать в правах организации и людей.

Почему-то за новыми «иностранными агентами» приходят по пятницам. Вот уже несколько месяцев в пятницу вечером реестр Минюста с иностранными агентами пополняется новыми именами и названиями. В последнюю пятницу, 20 августа, в этот реестр заклейменных внесли телеканал «Дождь», издание «Важные истории» и семерых журналистов.

Пять шагов для борьбы с тотальной коррупцией

Но и Навальный не сидит в колонии сложа руки. В годовщину его отравления в трех зарубежных изданиях — британской Guardian, французской Le Monde и немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung — опубликована его статья, переданная «на волю» через адвокатов. В ней он пишет, что «после краха СССР и прекращения глобального идеологического противостояния именно коррупция в ее классическом определении — использование служебного положения для личной выгоды — стала универсальной внеидеологической основой процветания в мире авторитарного интернационала. От России до Эритреи, от Мьянмы до Венесуэлы. И коррупция давно перестала быть внутренней проблемой этих стран. Она почти всегда становится одной из главных причин глобальных вызовов, стоящих и перед Западом». Поэтому, считает Навальный, борьба с коррупцией должна стать приоритетом для международного сообщества, только объединение международных усилий в борьбе с коррупцией может решить крупнейшие мировые проблемы.

Навальный предлагает пять конкретных шагов для старта в борьбе с глобальной коррупцией.

1. «Запад должен выделить и признать специальную категорию — «страны, поощряющие коррупцию», что позволит принимать единые меры в отношении групп стран, а не вводить санкции в отношении конкретных государств».

2. «Главной санкцией и, если хотите, налогом на коррупцию для этой группы стран должно стать «принуждение к прозрачности». Вся документация к контрактам, заключенным между западными компаниями и их контрагентами из стран коррупционных рисков должна быть опубликована, если эти контракты в малейшей степени связаны с государством, чиновниками и их родственниками».

3. «Борьба с коррупцией без борьбы с коррупционерами — лицемерие, подрывающее доверие избирателей к любым действиям в этой области. До тех пор, пока не будут введены индивидуальные санкции против олигархов, в первую очередь, из окружения Путина — морального лидера всех коррупционеров мира, — любая антикоррупционная риторика Запада будет восприниматься как игра и пустословие».

4. «В США, Великобритании и Германии уже есть прекрасные инструменты для борьбы с зарубежной коррупцией, такие как Foreign Corrupt Practices Act, Bribery Act и другие. Отгадайте, сколько дел было начато по заявлениям нашей организации, ныне признанной путинским правительством экстремистской? Правильно, ноль. Горькая правда в том, что даже западные правоохранительные органы обеспечивают иностранным коррупционерам режим благоприятствования. Немного политической воли правительства (и давления общественности) — и ситуация исправится».

5. «Препятствование экспорту политической коррупции явно заслуживает создания международного органа или комиссии. Посмотрите, что происходит уже сейчас. Инвестировав сравнительно небольшие деньги, тот же Путин пачками скупает крайне правые и крайне левые движения по всей Европе, превращая их политиков в своих олигархов и агентов. <…> Любые контракты, связывающие бывших и действующих западных политиков с контрагентами из коррумпированных авторитарных стран также должны подлежать публикации».

«Это первые шаги, но и они дадут весомый эффект, создав внутри авторитарных стран элитные группы, для которых борьба за снижение уровня коррупции станет рациональным выбором, — пишет Навальный, — Ни денег, ни солдат, ни переустройства промышленности и мировой политики не нужно для того, чтобы начать действовать. Только политическая воля. К сожалению, это часто дефицитный ресурс. Общественное мнение и желание избирателей — вот те финальные ингредиенты, которые могут столкнуть ситуацию с мертвой точки».

*******

Сидящий в тюрьме Алексей Навальный стал гораздо сильнее. Теперь он — живой пример того, как один человек может сопротивляться жестокой государственной системе. Теперь он — моральный авторитет для многих людей.

«Привет, это Навальный!» — узнаваемые слова, которые Алексей произносил в начале своих эфиров по четвергам. Теперь, когда он не может этого делать, тысячи людей каждый четверг выкладывают в соцсетях его фотографии с хештегом #ПриветЭтоНавальный.

ТАКЖЕ В НАШЕЙ «ВЛАСТИ»:

Русофобы на границе и список неблагонадежных людей

Правильные террористы. Как российская пропаганда реагирует на смену власти в Кабуле

От транзита до войны.Пять версий крупнейшей зачистки российских медиа