Граффити с портретом Алексея Навального. Фото: Global Look Press

Граффити с портретом Алексея Навального. Фото: Global Look Press

На прошлой неделе случился грустный юбилей — прошло 300 дней с тех пор, как Алексей Навальный сидит в тюрьме. На этой Верховный суд Башкортостана отказался изменить меру пресечения бывшей сотруднице его структур Лилии Чанышевой — беременную женщину оставили в СИЗО.

Чанышева — первая из арестованных по делу о создании Навальным и его ближайшими соратниками «экстремистских организаций». У этого и прочих дел, направленных против лидера российской оппозиции, много целей: необходимо завершить процесс зачистки политического поля, запугать потенциальных сторонников, и, конечно, — добиться того, чтобы сам Навальный в обозримом будущем на свободу не вышел.

Почти все ключевые сотрудники разгромленных структур Навального также обвиняются по уголовным делам и были вынуждены эмигрировать. У Ивана Жданова в тюрьме отец, Юрий Павлович Жданов, с марта 2021 года его держат под стражей по надуманному обвинению.

Во что теперь превратились российские тюрьмы, известно. Благодаря Gulagu.net и его героическому информатору Сергею Савельеву страна узнала об этом столько, что даже власти приходится имитировать наличие реакции на информацию о пытках.

Над Навальным тоже издеваются, может быть, менее грубо, но не менее изощренно: об этом журналистам телеканала «Дождь» (внесен минюстом в реестр СМИ-иноагентов, ссылка, соответственно, на материал СМИ-иноагента, просим у читателей прощения за эти абсурдные, но необходимые по закону пояснения) рассказали его бывшие сокамерники. Политика целенаправленно ломают и пытаются скомпрометировать.

Позволим себе ремарку: это очень важное отличие современных репрессий от тех, что были в прошлом веке, в наши дни благодаря интернету трудно что-то скрывать долго. Именно поэтому российская власть активно работает над изоляцией страны от всемирной сети и созданием ее имитации — «суверенного Рунета», полностью контролируемого спецслужбами.

Но вернемся к теме: у власти в арсенале — внушительный набор инструментов, позволяющих последовательно уничтожать оппозицию в целом, а также решать вполне конкретные задачи — держать, например, Навального в тюрьме столько, сколько потребуется режиму.

Репрессивные «пакеты»

Карательные законы, создающие такую возможность, принимаются, как правило, целыми блоками, так называемыми «пакетами»: «антитеррористический пакет Яровой», «пакет законов об иностранных агентах», «пакет законов о шпионах», «пакет антиэкстремистских законов». Последний сейчас вышел на передний план, с его помощью Навального и его соратников пытаются окончательно вычеркнуть из политической жизни.

Многоходовочка по реализации этой идеи выглядела так. Сначала (в апреле 2021 года) прокуратура Москвы направила в Мосгорсуд иск с требованием признать экстремистскими организациями все структуры Навального: Фонд борьбы с коррупцией (ФБК)*, Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ)* и региональные штабы*. Мосгорсуд объявил материалы дела секретными (якобы они содержат гостайну) и без участия фигурантов поздно вечером 9 июня 2021 года иск прокуратуры удовлетворил. Тогда же в апреле против Леонида Волкова, Ивана Жданова и Алексея Навального Следственный комитет возбудил уголовное дело о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 1 ст. 239 УК). Затем (10 августа 2021 года) на Ивана Жданова и Леонида Волкова, уже находящихся к тому времени за границей, завели уголовное дело о сборе денег для «экстремистской организации» (ч. 1 ст. 282.3 УК). И, наконец, 28 сентября 2021 СКР возбудил «уголовное дело по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (создание и руководство экстремистским сообществом) в отношении А. Навального, Л. Волкова, И. Жданова и иных лиц и по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе) в отношении Л. Соболь, Г. Албурова, Р. Шаведдинова, В. Гимади, П. Зеленского, Р. Мулюкова и иных лиц». Это уже тринадцатое уголовное дело Алексея Навального и далеко не первое у его «соучастников».