Совет безопасности ООН

Совет безопасности ООН

Фото: Xie E / XinHua / Global Look Press

На днях президент Турции Реджеп Эрдоган вновь поднял тему реформирования Совета Безопасности ООН. Причем сделал это в самых решительных выражениях. «Нынешний порядок, который заключает судьбу человечества в ловушку между губами пятью стран, не является устойчивым. Крайне необходимо, чтобы СБ ООН был реформирован с инклюзивным и всеобъемлющим пониманием», — сказал он.

Напомним, что современная международная система сложилась по результатам Второй мировой войны. Ее нынешние контуры были продиктованы основными странами-победителями в этой войне. В первую очередь, СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией. То есть правила послевоенного мироустройства, выразившиеся в Уставе Организации Объединенных Наций, принятом 26 июня 1945 года, были сформулированы в интересах этой пятерки.

С одной стороны, это было логично и обоснованно тем, что сама идея создания ООН зародилась в ходе Второй мировой и была сформулирована странами антигитлеровской коалиции, главной целью которых на тот момент было не допустить очередного возрождения германского реваншизма и японского милитаризма.

С другой стороны, не менее очевидно, что такое мироустройство изначально было несправедливо по отношению ко множеству других стран, поскольку даже на первоначальном этапе в состав ООН вошло 50 государств. Сегодня же в эту главную международную организацию входят 193 страны.

Основная проблема нынешней ООН — это право вето, которым обладает пятерка постоянных членов Совета Безопасности: США, Великобритания, Китай, Франция и правопреемница Советского Союза — Российская Федерация. Строго говоря, в уставе ООН такого права у этих стран-учредителей нет, но пункт 3 статьи 27 Устава определяет, что решения по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, когда «за них поданы… совпадающие голоса всех постоянных членов Совета».

Иными словами, этот консенсусный принцип означает, что голосование одной из этих пяти стран против или даже воздержание по тому или иному решению, де факто означает наложение на него вето.

О реформе этой системы, давно ставшей анахронизмом, говорят не первый год. Хотя бы потому, что

когда нынешний Устав ООН создавался, некоторых, ныне очень крупных и весьма влиятельных государств, входящих в эту международную организацию, тогда просто не существовало.